Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
Они не понимали, что в ъ устройствѣ вселенной нѣтъ ни­
чего безпорядочнаго и случайнаго, а напротивъ, каждая часть
ея произошла разумно, почему и не преступаетъ установлен­
наго для ней порядка; также и человѣкъ, по волѣ Создав­
шаго его, подлежитъ опредѣленному порядку, какъ въ отно­
шеніи къ происхожденію своему, которое подчиняется одному
общему закону, такъ и къ устройству своего тѣла, не укло­
няющемуся отъ закона, и въ отношеніи къ концу жизни,
одинаковому и общему для всѣхъ. Только въ отношеніи къ
свойственному ему разуму и къ дѣйствію правящаго веще­
ствомъ князя и его демоновъ, каждый человѣкъ движется и
дѣйствуетъ различно, хотя всѣ имѣютъ общую имъ способ­
ность разсуждать.
26.
Демоны, о которыхъ мы говорили, привлекаютъ языч­
никовъ къ идоламъ; ибо они привязаны къ крови жертвъ и ею
услаждаются; а боги, которые нравятся толпѣ и коихъ имена
даны статуямъ, были люди, какъ можно видѣть изъ ихъ исто­
ріи. Демоны же присвоили себѣ эти названія, — чему дока­
зательствомъ служить дѣятельность каждаго изъ нихъ. Иные
отсѣкаютъ тайные члены, именно Рея; иные ранятъ и пора­
жаютъ, какъ Артемида г), а почитаемая въ Тавридѣ умерщ­
вляетъ иностранцевъ. Я не буду говорить о тѣх ъ. которые
сами себя терзаютъ ножами и бичами, и о другихъ родахъ
демоновъ, ибо Богу несвойственно побуждать къ тому, что
противно природѣ: «Когда демонъ готовитъ человѣку зло, то
напередъ повреждаетъ его умъ» 2). А Богъ, какъ совершен­
но благій, веегда благодѣтельствуетъ. Такимъ образомъ, иные—
тѣ, кто дѣйствуетъ чрезъ статуи, и иные, въ честь кого воз­
двигаются эти статуи,— важнѣйшимъ подтвержденіемъ этому
служатъ Троя и Парій: одинъ изъ этихъ городовъ имѣетъ
статуи Нериллина. который жилъ въ наше время, Парій -
статуи Александра и Протея; гробница и статуя Александра
до сихъ поръ на площади s). Прочія статуи Нериллина слу­
жатъ общественнымъ украшеніемъ,— если только и онѣ со­
ставляютъ украшеніе города; а одна изъ нихъ славится тѣмъ,
’) Т. е. Арицивская (Діана) Овид. Fast. ш, 271.
3) Неизвѣстенъ авторъ этого стиха.
3)
Кто былъ Нсриллинъ, неизвѣстно. Александръ здѣсь р азвѣ е тс я какой-ни -
будь обманщикъ изъ числа тѣхъ, которыхъ яе мало ходило въ Греціи и Азіи во
время Аѳвнагорово. Протей—извѣстный циническій философ ъ , котораго представилъ
Лукіанъ въ сочиненіи о смерти Перегриаа.
82
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА ПРОШЕНІЕо хри с тіа н а х ъ.