Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
аѳинагора аѳинянина прошеніе о христіанахъ.
81
и поэты нѣчто сказали объ этихъ исполинахъ: между му­
дростію и божественною и мірскою такое же разстояніе,
какое между истиною и вѣроятностію: п ер вая—небесная, а
вторая земная; и благодаря начальнику вещества «мы умѣемъ
говорить иного ложнаго, похожаго на истину» ѵ).
25.
Сш-то ангелы, низпадшіе съ неба и обитающіе в ъ
воздухѣ и на землѣ и уже не могущіе взойти на небо, равно
и души исполиновъ, которыя суть собственно демоны, блу­
ждающіе вокругъ міра, производятъ дѣйствія, одни именно
демоны,—соотвѣтственныя природѣ, какую они получили, а
другіе, именно ангелы, — тѣмъ вожделѣніямъ, которыя они
возымѣли. К нязь же вещества, какъ видно и зъ самыхъ со­
бытій, изобрѣтаетъ и устрояетъ противное благости Божіей.
«Часто при размышленіи тревожитъ меня вопросъ: случай
ли или Богъ управляетъ жизнію людей; сверхъ чаянія и не
по правдѣ одни выходятъ изъ домовъ безъ средствъ къ жизни,
а другіе счастливы» 2). И это неожиданное и несправедливое
благополучіе и злосчастіе привело Эврипида въ недоумѣніе,
кому принадлежитъ такое управленіе земными дѣлами, о ко­
торомъ можно сказать: «и такъ, видя это, какъ мы скажемъ,
что существуетъ родъ боговъ, или какъ мы подчиняемся за­
конамъ» 3). Это побудило и Аристотеля сказать, что под­
небесная не управляется Промысломъ, между тѣмъ вѣчный
Промыслъ Божій постоянно бодрствуетъ надъ нами:
„Земля по необходимости, хочетъ ш, не хочеть и , производитъ растенія,
и питаетъ мой скитъ" *).
и въ отношеніи къ отдѣльнымъ людямъ онъ дѣйствуетъ по
заслугамъ каждаго, сообразно съ истиною, а не съ люд­
скимъ мнѣніемъ; а прочія вещи управляются закономъ раз­
ума сообразно съ общимъ ихъ устройствомъ. Но такъ какъ
происходящія отъ противнаго духа демонскія вліянія и дѣй­
ствія производятъ такіе безпорядочные случаи, и возмущаютъ
людей разнообразными способами, отдѣльно и въ цѣлыхъ
народахъ, по частямъ и вообще, чрезъ отношеніе къ ве­
ществу и чрезъ сочувствіе съ божественнымъ, извнѵтри и
извнѣ: поэтомъ нѣкоторые немаловажные люди пришли къ
мысли, что этотъ міръ существуетъ но по какому нибудь
закону, а управляется и движется неразумнымъ случаемъ.
1) Гезіод. Theog. 27 .
Отрывокъ изъ неизв. стихотвор. Эврипида.
3) Отрыв. изъ неизв . етихотл . Эврипида.
''] Эврип. Су сІ. 332.
СОЧИНЕНІЯ ДРЕВНИХЪ ХРИСТ. АПОЛОГЕТОВЪ.
6