Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
книгъ (Евс. Ц. Ист. Υ Υ , 16 и 29; Іерон. catal. 29). Но
изъ нихъ дошла до насъ таяько его апологія христіанства,
а прочія извѣстны намъ только по заглавіямъ иди очень не­
большимъ отрывкамъ. Самъ Татіанъ говоритъ, что онъ на­
писалъ сочиненіе о «животныхъ» (гл. 15), и какъ видно изъ
связи его словъ, въ немъ разсуждалъ не только о безсловес­
ныхъ существахъ, но и о человѣкѣ ’)· Климентъ алексан­
дрійскій (Strom. III, 12) приписываетъ ему книгу «о совер­
шенствѣ по ученію Спасителя». Евсевій (V, 13) упоминаетъ,
ЧТО ОНЪ ТРУДИЛСЯ НаДЪ «КНИГОЮ ВОПРОСОВЪ» (προβλημάτων), ВЪ
которой изъяснялись темныя и трудныя мѣста св. Писанія;
И еще составилъ СВОДЪ евангелій, И далъ ему ИМЯ δια τεσσάρων
(по четыремъ). Свойства и составъ зтого послѣдняго весьма
замѣчательнаго труда донынѣ составляетъ предметъ спора
между учеными, по недостатку точныхъ и обстоятельныхъ
показаній древнихъ церковныхъ писателей 2). Ещ е во вре-
мя Ѳеодорита ( + 4 5 8) существовало значительное количество
Татіанова діатессарона, и б о т ъ
ч т о сообщаетъ о немъ Ѳе-
одоритъ (haer. fab. 1, 20). Татіанъ составилъ евангеліе на­
званное діатессаронъ, опустивши родословія Христа и дру­
гія мѣста, показывающія, что Господь по плоти происходилъ
огь сѣмени Давидова. Этимъ евангеліемъ пользовались не
только послѣдователи Татіана, но и православные христіане,
какъ книгою весьма удобною, не зная лукавства этого свода.
Самъ Ѳеодоритъ нашелъ болѣе 200 экземпляровъ его въ
церквахъ своего округа (Кира), отобралъ ихъ и замѣнилъ
каноническими евангеліями четырехъ евангелистовъ.
До лучите и полезнѣе всѣхъ произведеній Татіана—
какъ говоритъ Евсевій (іѵ, 29)—его апологія христіанства,
подъ заглавіемъ·. «Рѣчь противъ эллиновъ». Она была напи­
сана вскорѣ по обращеніи его къ вѣрѣ Христовой, когда
онъ еще не уклонился къ гностическимъ лжеученіямъ. Это
видно изъ того, что онъ, говоря о матеріи, (гл. 5 и 6) при­
писываетъ сотвореніе ея истинному Богу, утверждаетъ вос­
кресеніе тѣлъ человѣческихъ и воплощеніе Сына Божія
(гл. 21), говоритъ, что нѣтъ ничего худого в ъ твореніи, какъ
8
0 Т АТІАНІі И ЕГО АПОЛОГІЙ. ____________________
1)
Кронѣ того Татіанъ накапаетъ на другое сочиненіе (гл. 16) и обѣщаетъ
(гл. 40) книгу «противъ тѣхъ, которые разсуждали о божественныхъ дѣлахъ».
’ ) С и. Даніел я Tatian der Apologet, и З е н и т а , Tatian Diatessaron- "Vra-
tisl. 1856.