Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
будетъ существовать, такъ какъ міръ получитъ другое на­
чало. Если, по ихъ тѣ нію , при всемъ томъ, что существу­
ютъ двѣ причины, одна дѣйствующая и у правляю щая, т. е.
промышленіе, а другая— страждущая и измѣняемая, _т . е .
вещество, невозможно однако, чтобы міръ, получившій на­
чало, и при промышленіи о немъ оставался неизмѣняемымъ:
то какъ могутъ пребывать неизмѣнными боги, которые не
существуютъ по своей природѣ, но получили начало бытія?
Чѣмъ же лучше вещества эти боги, произшедшіе изъ воды?
Но и не вода—начало всего, какъ они думаютъ: ибо изъ
простыхъ и однородныхъ стихій что могло бы произойти?
Веществу нуженъ художникъ, а художнику вещество. И ка­
кимъ образомъ отпечатлѣлись бы формы безъ вещества и
художника? Н е основательно и то, будто вещество древнѣе
Бога; потому что причина производящая необходимо должна
существовать прежде того, что отъ н ея происходитъ,
20.
Еслибы нелѣпое ихъ ученіе о богахъ ограничива­
лось только тѣмъ, что почитали боговъ происшедшими и
получившими свое бытіе изъ воды: то я, доказавъ, что все
получившее начало бытія подвержено разрушенію, перешелъ
бы къ прочимъ обвиненіямъ противъ насъ. Но они, кронѣ
того, приписали имъ тѣлесныя формы: бога Геркулеса пред­
ставляютъ въ видѣ извивающагося дракона ‘); иныхъ назы­
ваютъ сторукими; о дочери Зевса, которую онъ родилъ отъ
матери Реи или Деметры, говорятъ, что она имѣла, кромѣ
двухъ естественныхъ глазъ, еще два глаза на лбу, птичій
носъ на задней части шеи и рога; отъ чего Рея, испугав­
ш ись чудовищности своего дѣтища, бѣжала отъ него и не
давала ему сосцовъ; посему она таинственно называется
Аѳилою, а обыкновенно называется Прозерпиною, и Корою,
будучи, впрочемъ, не одно и тоже съ Аѳиною, которая на­
зывается также Корою отъ зрачка (Κόρή). Притонъ и под­
виги ихъ, какъ они думаютъ, описали съ точностію. Такъ,
будто Кроносъ о трѣзалъ срамные члены у своего отца, свер­
гнулъ его съ колесницы, и умертвилъ своихъ дѣтей мужес­
каго пола, пожравъ ихъ; а Зевсъ, связавъ своего отца, низ­
вергнулъ его въ тартаръ, также какъ и Уранъ своихъ сы-
новей; воевалъ съ титанами за власть, и преслѣдовалъ матъ
72
_______________
’) Въ такомъ видѣ былъ изображенъ у египтянъ создатель міра, которымъ
у грековъ почитался Геркулесъ. Жирамъ.