Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
аѳинагора аѳинянина прошеніе о христіанахъ.
65
читаютъ маловажною, которые стремятся къ тому одному,
чтобы познать Бога и Его Слово, и какое единеніе Сына съ
Отцомъ, какое общеніе Отца съ Сыномъ, что такое Духъ, въ
чемъ единство этихъ Существъ и различіе соединенныхъ
Духа, Сына и Отца,— Которые знаютъ, что ожидаемая жизнь
много выше всякаго выраженія, если только мы перейдемъ
туда чистыми отъ всякой неправды, которые до того чело­
вѣколюбивы, что любятъ не друзей только: «ибо если лю­
бите любящихъ вас ъ , —говоритъ (Писаніе), и если взаймы
даете тѣмъ, которые даютъ вамъ, какую награду будете имѣть»*)
насъ, когда мы таковы и ведемъ такую жизнь, чтобъ из­
бѣжать осужденія, насъ не считаютъ благочестивыми?... Б о тъ
малое и зъ великаго и немногое изъ многаго, чтобы не уто­
мить васъ бЬлыпимъ. Тѣ, которые испытываютъ медъ или
молоко, и по малой части узнаютъ о всемъ, хорошо л и оно.
13.
Впрочемъ, такъ какъ многіе изъ обвиняющихъ насъ
въ безбожіи, которымъ и во снѣ не приснилось познать Бога,
по своему невѣжеству и несмыслію въ предметахъ есте­
ственныхъ и божественныхъ, измѣряютъ благочестіе чис­
ломъ жертвъ, и обвиняютъ насъ въ томъ, что мы не при­
знаемъ тѣхъ же боговъ, какихъ чтутъ ваши города: то про­
шу в асъ, самодержцы, обратите вниманіе н а два предмета, и
во-первыхъ на то, почему мы не приносимъ жертвъ. Созда­
тель вселенной и Отецъ не имѣетъ нужды ни въ крови, ни
въ дымѣ, ни въ благоуханіи цвѣтовъ и куреній, будучи Самъ—
совершеннѣйшее благоуханіе и не имѣя недостатка ни въ чемъ
внутри или внѣ 2). Но для Него самая большая жертва та,
если мы знаемъ, Кто распростеръ и окружилъ небеса и, у т­
вердилъ землю на подобіе центра, Кто собралъ воду въ моря
и отдѣлилъ свѣтъ отъ тьмы, Кто украсилъ эѳиръ звѣздами
и повелѣлъ землѣ производить всякія сѣмена, Кто сотворилъ
животныхъ и создалъ человѣка. Если мы, признавая Бога
Создателемъ, Который все содержитъ и наблюдаетъ вѣдѣні­
емъ и всеуправляющею мудростію, воздѣваемъ къ небу чис­
тыя руки:’ то какія еще нужны Ему жертвоприношенія?
И боговъ—приношеніемъ жертвы, обѣтомъ смиреннымъ
В и н ъ возліяньемъ и дымомъ куреній смягчаетъ н гнѣвныхъ
Смертный молящій, когда онъ иредъ н и м и виновенъ и грѣшенъ 3).
*) Дуй. ті, 32. 34. Матѳ.ѵ, 46.
а) Подобное см. у Іустина I Апол. гл. 9 и 13; Посл. къ Діогн. гл. 3; Тертул.
ad. Scapul. 3; Мивуц. Фел. Octav. с. 32, § 2; Ирин. adv. haer. іѵ, 14, § 3.
3) Гомера Ил, IX. 499—501.
СОЧИНЕНІЯ древнихъ хриот. апологетовъ .
5