Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
такими и подобными рѣчами сдѣлать слушателей счастливыми;
есть ли между ними столъ очистившіеся в ъ дуніѣ, чтобы не
только не ненавидѣли враговъ, но и любили ихъ; не только
не злословили тѣхъ, которые напередъ злословили их ъ ,—
это еще не такъ важно,— но и благословляли и молились за
тѣхъ, которые злоумышляютъ на ихъ жизнь? Напротивъ, они
постоянно заняты изысканіемъ этихъ тонкостей съ злымъ на­
мѣреніемъ, и всегда стараются сдѣлать какое нибудъ зло,
считая дѣломъ своимъ искусство в ъ словахъ, а не доказа­
тельство посредствомъ дѣлъ. А у насъ вы найдете людей
необразованныхъ, ремесленниковъ и старицъ, которые, правда,
не въ состояніи доказать пользу нашего ученія словомъ, но
дѣломъ подтверждаютъ его нравственную благотворность. Они
не слова затверживаютъ, но совершаютъ добрыя дѣла х); не
ударяютъ, когда ихъ бьютъ; не жалуются в ъ судѣ, когда от­
нимаютъ у нихъ имѣніе; подаютъ нуждающимся, и любятъ
ближняго, какъ самихъ себя.
12.
Итакъ, стали ли бы мы соблюдать себя въ такой
чистотѣ, еслибы мыне признавали, что Богъ бодрствуетъ надъ
человѣческимъ родомъ? Конечно, нѣтъ. Но такъ какъ мы вѣ­
руемъ, что отдадимъ отчетъ во всей настоящей жизни Богу,
сотворившему и насъ, и міръ, то мы избираемъ жизнь воз­
держную, человѣколюбивую и уничиженную,— зная, что здѣсь·
не можемъ потерпѣть, хотябы насъ лишали жизни, никакого
зла, которое бы сравнялось съ благами, намъ уготованными
тамъ отъ Великаго Судіи за кроткую, человѣколюбивую и
скромную жизнь. Платонъ сказалъ, что Миногъ и Радаманѳъ
будутъ судить и наказывать злыхъ 3); а мы говоримъ,— М и-
носъ ли какой или Радаманѳъ или отецъ ихъ—и онъ не
избѣгнетъ суда Божія. Почитаютъ благочестивыми такихъ
людей, которые настоящую жизнь полагаютъ в ъ томъ, чтобъ
«ѣсть и пить, ибо утромъ умремъ» 3), которые смерть почи­
таютъ глубокимъ ономъ и забвеніемъ,—с онъ и смерть суть
близнецы 4), а насъ, людей, которые настоящую жизнь по -
0 Подобное см. у Іустина 1 Апол. гл. 16; Увѣщ. къ эля . гл. 35; Татіан.
гл. 26. Кипріанъ въ нач. своей книги 0 благѣ терпѣнія говоритъ: «м ы ф ило соф ы яв­
на словахъ, а въ дѣйствіяхъ; ...non loquimur magna, sed vivimus, тоже у Минуція·
Фел.Octav.с.38.§8.
3) Платой. Горгій. Сн. Іуст. і, Апол. гл . 8.
3) Исаіи XXII, 18; і Кор. хѵ, 32.
4) Эти слова взяты изъ Гомер. ІІліад. хѵі, 672. Основаніе, почему смерть
уподобляѳтя сну, представляетъ самъ Аѳинагоръ въ соч. <0 воскресеніи» гл. 16)
64
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА ПРОШЕНІЕ 0 ХРИСТІАНАХЪ.