Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
говорятъ они,— никто другой не сравнится съ Нимъ» ’).
И еще: «Я Богъ первый и послѣдній: и кролѣ Меня нѣтъ
Бога». Также: «прежде Меня не было иного Бога, и поМнѣ
не будетъ. Я Богъ, и нѣтъ кролѣ Меня» г). И о величіи
Божіемъ: «небо п ресто лъ Мой, земля же подножіе ногъ Мо­
ихъ: какой домъ соорудите Мнѣ? или какое есть мѣсто по­
коя Моего» 3)? Впрочемъ, предоставляю вамъ прочитать са­
мыя книги, и тщательно изслѣдовать въ нихъ заключающіяся
пророчества, чтобы, по надлежащемъ обсужденіи, вы могли
отвратить гоненія на насъ.
10.
Я достаточно доказалъ, что мы не безбожники, когда
признаемъ единаго Бог а безначальнаго, вѣчнаго, невидимаго
и безстрастнаго, необъятнаго и неизмѣримаго, постигаемаго
однимъ умомъ и разумомъ, преисполненнаго свѣтомъ и кр а­
сотою, духомъ и неизреченною силою, Который словомъ
Своимъ все сотворилъ и устроилъ, и все содержитъ. Мы
также признаемъ и Сына Божія: и Николу да не покажется
смѣшнымъ, что у Бога есть Сынъ. Ибо мы представляемъ
Бога Отца и Сына не такъ, какъ баснословятъ поэты, у
которыхъ боги нисколько не лучите людей 4). Сынъ Божій
есть Слово Отца, какъ Его идея и какъ дѣйственная сила 5),
ибо по Нему и чрезъ Него все сотворено, потому что Отецъ
и Сынъ суть одно. А такъ какъ Сынъ въ Отцѣ и Отецъ въ
Сынѣ, по единству и силѣ духа 6), то Сынъ Божій—умъ и
слово Отца. Есл и вамъ по превосходному разумѣнію вашему
желательно знать, что такое Сынъ, то я скажу кратко: Онъ
есть первое рожденіе Отца, не такъ, чтобы оно получило
бытіе во времени,— ибо Богъ, какъ вѣчный умъ и вѣчно
словесное (λογικός) существо искони имѣлъ въ Себѣ Самомъ
62
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА ПРОШЕНІЕ ОХРИСТІАНАХЪ.
___________
1).Исход. хх . 2 —3.
3) Исаіи шѵ, 6;хып, 10—11.
3)Исаія lxvi,1.
4)
Сн. Іуст. I, Апох гл. 4; Рѣчь къ эллин. гд. 1—4; Увѣщ. къ эллин. гл. 2;
0 вдиновл. гл . 6; Татіана Рѣчь къ эллин. гл . 8.
') ’Еѵ tSeqc καί ενεργείς. Эти слова поясняются дальнѣйшими ибо по Нему
(ΐΐρος αbtob καί δί αό-ou) все сотворено». Сынъ Божій ость Слово (λογος), или
Разулъ, ]) (въ идеальномъ смыслѣ) какъ первообразная идея или образецъ, такъ
какъ все сотворево сообразно съ Нимъ: 2 )(въ реальномъ смыслѣ) какъ дѣйствующая
сила, ибо все получило бытіе чрезъ Него,— Онъ есть и Первообразъ всѣхъ вещей
и Начало ихъ дѣйствительнаго бытія.
б)
Здѣсь именемъ духа означается не лицо Св. Духа, во духовная природа
Отца и Сына и общая Ихъ божеская сущность. Подобное встрѣчается кронѣ Аѳи­
нагора и у другихъ писателей церковныхъ. См. Іустина I Апол. гл . 33; Татіан.
Рѣчь къ эллин. гл . 7; Ѳеоѳил. къ Автол. п , 10, Тертулл. adv· Магс. ш , 16: Spi­
ritus Creatoris, qui est Christus, Apolog. c . 24; adv. Hermog. c. 18