Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
гіозные обряды различныхъ народовъ Азіи и Европы, и
своими многосторонними познаніями пріобрѣлъ себѣ почет­
ное имя между образованными людьми (гл. 1).
Но не суетной славы ритора искала его душа, а стро­
гой, нравственно возвышающей истины, рѣшенія высшихъ
вопросовъ о Богѣ и мірѣ: для этой дѣли онъ съ особеннымъ
вниманіемъ изучалъ религію народовъ, и даже пр инялъ по­
священіе въ таинства грековъ, вѣроятно элевзинскія (гл. 29).
Плодомъ такихъ изученій было горькое разочарованіе. Миѳо­
логія съ ея непристойными нелѣпостями, которыхъ не могло
прикрасить и аллегорическое истолкованіе миѳовъ, богослу­
женіе съ лицемѣріемъ жрецовъ и безнравственностію народа,
искусство, порабощенное плоти и распутству, философія пол­
ная противорѣчій и разногласій, съ равнодушіемъ иди даже
пренебреженіемъ къ истинѣ и правдѣ, тщеславіемъ и коры­
столюбіемъ ея учителей и учениковъ: б о г ъ что представилось
строго-пытливому духу Татіана. Съ такими впечатлѣніями и
опытами онъ прибылъ, наконецъ, въ Римъ и в ъ этомъ средо­
точіи матеріальныхъ и духовныхъ интересовъ тогдашняго·
міра онъ встрѣтилъ въ поразительномъ соединеніи вою ложъ,
нестроеніе, безобразіе коренныхъ' стихій и направленій ду­
ховной жизни язычества. Глубоко пораженный въ благород­
нѣйшихъ и священнѣйшихъ требованіяхъ своего духа, Та­
л анъ пришелъ въ раздумье, погрузился въ самого себя и
спрашивалъ, гдѣ же найти истину, въ которой душа его
жаждала мира для себя (гл. 29).
Среди тщательныхъ исканій истины въ руки Татіана
попались христіанскія книги свящ. Писанія. Тотчасъ на
него подѣйствовала безыскусственность рѣчи, простота пи­
сателей, удобопонятность ученія о твореніи міра, предвѣдѣ­
ніе будущаго, превосходство нравственныхъ предписаній и
возвышенность догмата объ единомъ Богѣ. Далѣе Татіанъ
увидѣлъ высоконравственную жизнь христіанъ, чуждую коры­
столюбія и тщеславія (гл. 11), особенно цѣломудріе и воз­
вышенный характеръ христіанскихъ женщинъ (гл. 33 и 34),
единомысліе въ вѣрѣ, согласіе съ нею въ жизни (гл. 26 и 32)
и готовность скорѣе умереть, чѣмъ отказаться отъ вѣры (гл. 4);
наконецъ, убѣдившись, что священныя писанія христіанъ
гораздо древнѣе всѣхъ самыхъ древнихъ памятниковъ эллин­
ской образованности, Татіанъ рѣшился онъ нея перейти к ъ
6
0 ТАТІАНЪ И ΕΓΟ АПОЛОГІИ.__________________________