Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА ПРОШЕНІЕ О ХРИСТІАНАХЪ.
59
званія, усвоивши каждую отрасль учености такъ, какъ не
усвоили себѣ другіе, занимающіеся только одною отраслію.
Но такъ какъ безъ приведенія именъ философовъ невоз­
можно показать, что не одни мы почитаемъ Б о г а единымъ,
то я и обратился къ ихъ мнѣніямъ. И такъ, Платонъ гово­
ритъ: <Зиждителя и отца всего и найти не легко и нашед-
ши возвѣстить Е го всѣмъ невозможно» :), разумѣя здѣсь
единаго и вѣчнаго Бога. Хотя онъ признаетъ и другихъ
боговъ, напр. солнце, луну и звѣзды, но признаетъ ихъ
сотворенными. «Бо ги боговъ, которыхъ я создатель и отецъ
твореній, которыя не могутъ разрушиться безъ моей воли;
а все связанное можетъ разрѣшиться». И такъ, если не без­
божникъ Платонъ, который признаетъ единаго Творца все­
ленной, несотвореннаго Б о г а, то не безбожники и мы, ко­
торые признаемъ и почитаемъ Бог а, Который все сотворилъ
Словомъ и все содержитъ Духомъ Своимъ. Аристотель и его
послѣдователи, признавая Бога единаго, представляютъ Его
въ видѣ какого-то сложнаго животнаго, состоящаго изъ души
и тѣла; тѣломъ Его почитаютъ эѳиръ, блуждающія звѣзды и
сферу неподвижныхъ звѣздъ, которыя двигаются кругообразно;
а душою разумъ, который управляетъ движеніемъ тѣла, и
самъ въ себѣ не движимый, служитъ причиною его движе­
нія. Стоики, х о тя допускаютъ иного наименованій божества,
соотвѣтственно различнымъ измѣненіямъ матеріи, в ъ которой,
по ихъ мнѣнію, пребываетъ духъ Божій, но на самомъ дѣлѣ
признаютъ единаго Бога. Ибо если Богъ есть художествен­
ный: огонь -), проходящій въ произведеніяхъ міра и заклю­
чающій въ себѣ первоначальныя основанія, по которымъ все
происходитъ съ необходимостію; и если дух ъ Ег о прони­
каетъ весь міръ: то, по ихъ мнѣнію, единъ Богъ, который
называется Зевсомъ по огненной (-οζέον) части вещества,
Г ер а 3) по воздуху («έρα)5 и другими именами, соотвѣтственно
каждой части матеріи, которую онъ проникаетъ.
7.
Итакъ, если всѣ вникавшіе въ начала вселенной, хотя
по большей части невольно, согласны въ томъ, что божество
едино; если и мы признаемъ Богомъ того, кто устроилъ этотъ
') См. въ Тимеѣ; ен. Іустина п Апол. гл. 10.
3) Т. е . отличный отъ огни обыкновеннаго, естественнаго ,— такой, который
всо дѣлаетъ разумно, мѣрою, вѣсомъ и числомъ.
3) Или—Юнона.