Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
А о Бо гѣ, Который постигается мыслію, онъ же согла­
сно съ разумомъ учитъ:
Видишь м ты Вышняго, Который п эѳиръ безпредѣльный п зеіглю объ-
емлетъ вопрутъ властными дланями? Его Зевсомъ называй и почитай Богомъ.
Онъ не зналъ природы тѣ хъ боговъ, которымъ обыкно­
венно давались имена:
„Зевса... Кто этотъ Зевсъ, я не знаю развѣ по названію" г).
И не видѣлъ, на какомъ основаніи давались имъ самыя
имена. Ибо къ чему служатъ названія для тѣхъ предме­
товъ, сущность которыхъ не, существуетъ? Б о г а же (неви­
димаго) онъ познавалъ изъ дѣлъ, разсматривая явленія воз­
духа, эѳира и земли и возвышаясь къ сокровенному. Онъ
понималъ, что Тотъ есть Богъ, Кто сотворилъ воѣ вещи и
Духомъ Своимъ управляетъ ими, и утверждаетъ и различіе
Бога отъ вещей и вмѣстѣ Его единство. Съ нимъ согласенъ
и Софоклъ, который относительно природы божественной,
преисполнившей красотою дѣла с б о и говоритъ, что «Единъ
по истинѣ, единъ есть Б о гъ , сотворившій небо и простран­
ную землю» 2).
6)
И Филолай говоря, что все содержится Богомъ, какъ бы
въ крѣпости, показываетъ и единство Его и превосходство
надъ матеріею. Также Лисій и Опоимъ 3), —одинъ изъ нихъ
называетъ Б о г а невыразимымъ числомъ, а другой избыткомъ
самаго большого изъ чиселъ предъ ближайшимъ. Такъ, если
десять есть самое большое число, какъ думаютъ пиѳагорейцы,
потому что оно четверочастное и содержитъ въ себѣ воѣ
отношенія числа и гармоніи 4), а девять есть ближай­
шее къ нему, то Богъ есть единица, т. е. Онъ единъ; ибо
высшее число только единицею превосходитъ ближайшее къ
нему меньшее. Также Платонъ и Аристотель. Впрочемъ,
приводя слова этихъ философовъ о Богѣ, я не намѣренъ по­
дробно излагать ихъ ученіе; ибо знаю, что на сколько вы пре­
восходите всѣхъ мудростію и силою власти, на столько воз­
вышаетесь н адъ всѣми и основательнымъ изученіемъ всякаго
58
АѲИНАГОР А А Ѳ ИНЯНИНА ПРОШЕНІЕ 0 ХРИСТІАНАХЪ·
___________
’) См, этотъ стихъ въ припис. Іустину соч. О единовласт. гл. 5.
г) См. въ приписываемомъ Іустину Увѣщаніи къ эллин. гл. 18 а 0 едино-
властительствѣ гл. 2.
э) Лисій п Опоимъ—послѣдователя Пиѳагора, о которыхъ упоминаетъ Ям-
влихъ (Vit. Pythag. С. 36).
‘) Число десять называется четверочаствымъ, потому что одинъ, два, т ри и
четыре, будучи сложены, составляетъ десять.