Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
ритъ по щекѣ, и отдавать верхнее платье тѣмъ, кто отни­
метъ нижнее *). Но когда отдадимъ деньги, хотятъ лишить
насъ самой жизни, взводя на насъ множество преступленій, кото­
рыя и не приходили намъ даже и на мысль, но скорѣе свой­
ственны клеветникамъ нашимъ и имъ подобнымъ.
2.
Конечно, если кто можетъ обличить насъ въ вели­
комъ или маломъ преступленіи, мы не просимъ избавить насъ
отъ наказанія, но признаемъ справедливымъ нести наказа­
ніе, какъ бы ни было оно сильно и жестоко. Но если обви­
неніе основывается на одномъ имени,—ибо что до сегодня
говорятъ объ насъ, есть пустая и неразумная людская мол­
ва, и ни одинъ христіанинъ не былъ обличенъ въ преступ­
леніи,— то долгъ вашъ, величайшіе, человѣколюбивые и муд­
рѣйшіе государи, закономъ оградить насъ отъ обидъ, дабы,
какъ во всей имперіи каждый порознь и цѣлые города поль­
зуются вашими благодѣяніями, и мы могли благодарить васъ
и похвалиться тѣмъ, что избавились отъ клевета. Ибо не­
сообразно съ вашимъ правосудіемъ, чтобы между тѣмъ какъ
прочіе, обвиняемые въ преступленіи, не подвергаются на­
казанію прежде дознанія ихъ вины,—въ отношеніи кънамъ
имя болыпе значило, нежели судебныя улики, потому что
судьи не изслѣдуютъ, сдѣлалъ ли подсудимый какое нибудь
преступленіе, но ставятъ въ вину самое имя, какъ преступ­
леніе. Между тѣмъ, имя само по себѣ не считается ни хо­
рошимъ, ни худымъ, а оказывается дурнымъ или добрымъ
по худымъ или добрымъ дѣламъ, которыя подразумѣваются
подъ нимъ. В ы сами лучше знаете это, какъ занимавшіеся
философіей и всякаго рода ученостію. Поэтому тѣ, которые
призываются къ суду у васъ, хотя бы ихъ обвиняли въ ве­
личайшихъ преступленіяхъ, бываютъ благодушны, зная, что
вы будете изслѣдовать жизнь ихъ, и не обратите вниманія
ни на имена ихъ, если они ничего не значатъ, ни на обви­
ненія въ преступленіяхъ, если они ложны; они законнымъ
порядкомъ получаютъ приговоръ, осуждающій или оправды­
вающій. Этого-то принадлежащаго всѣмъ права просимъ и
мы, чтобы не преслѣдовали насъ ненавистью и не наказы­
вали за то, что мы называемся христіанами,— ибо какое от­
ношеніе нашего имени къ преступленію? но пустъ судятъ
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ АѲИНАГОРА АѲИНЯНИНА ПРОШЕНІЕ О ХРИСТІАНАХЪ.
55
’) Си, Мѳ. V, 39; сн. Лук. ѵі, 39.