Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
свидѣтельствуютъ, что христіанъ обвиняютъ за одно только
ими; тотъ и другой требуютъ отъ правителей суда для хри­
стіанъ равномѣрнаго для римскихъ подданныхъ всѣхъ вѣро­
исповѣданій; источникъ ненависти язычниковъ къ христіанамъ
и гоненія первыхъ на послѣднихъ, по убѣжденію обоихъ
апологетовъ, скрывается въ вѣчной, непримиримой враждѣ
пророка къ добродѣтели; необыкновенное мужество х ристіанъ
среди мученій, изумлявшее самихъ мучителей, и тотъ и дру­
гой апологетъ объясняютъ непреоборимою надеждою хри­
стіанъ на Бог а, и непоколебимою увѣренностію въ блажен­
ной вѣчной жизни загробной; видимъ, также, большое сход­
ство въ нѣкоторыхъ личныхъ мнѣніяхъ Іустина и Аѳинаго­
ра, напр., касательно христіанскаго ученія о паденіи анге­
ловъ. Но нельзя не видѣть и разницы въ твореніяхъ этихъ
двухъ писателей. Стремясь къ одной цѣли, они шли не од­
нимъ путемъ. Аѳинагоръ, сравнительно съ св. Іустиномъ,
очень мало приводитъ свидѣтельствъ изъ свящ. книгъ про­
роческихъ, а старается путемъ строгаго, безпристрастнаго
разсужденія довести образованныхъ читателей своихъ до
убѣжденія в ъ тщетѣ языческаго вѣрованія. Также собствен­
ными словами язы ческихъ философовъ и поэтовъ, хорошо
извѣстными судіямъ и правителямъ, онъ старается предста­
вить справедливыми многія мнѣнія христіанскія и нелѣпы­
ми—многія убѣжденія языческія. Отъ такого направленія
всего сочиненія произошла и д руга я внѣшняя особенность.
В ъ рѣчи Аѳинагора слышится образованный, разборчивый
в ъ словахъ ораторъ, старающійся подѣйствовать сколько на
умъ своихъ читателей— силою’ мысли, столько же и н а ихъ
слухъ— гармоніею и пріятностію рѣчи; слышится ораторъ,
хорошо знающій тѣ пріемы, которые указывало древнее сло­
весное искусство своимъ адептамъ для снисканія благоволе­
н ія своихъ слушателей или читателей.
Другое произведеніе Аѳинагора содержитъ въ себѣ рас­
крытіе той величайшей истины, что смерть есть конецъ—
мученій, а не бытія человѣческаго, и что будетъ время. ког­
да всѣ воскреснутъ, будутъ жить вѣчно, съ тѣлами. Авторъ
сперва устраняетъ сомнѣнія и опровергаетъ возраженія, ка­
кія представлялись въ его время и со стороны враговъ хри­
стіанскаго ученія о воскресеніи, и какія раздались въ душѣ
самихъ вѣрующихъ. И послѣ того, уже положительно рас-
52
ОБЪ AeHHArOPb^^^ETO^CO^jaEHiaXb. _ _ _ _ _ _ _