Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
Евсевія, который и жилъ прежде Филиппа и сочиненіями
своими (историческими) далеко превосходитъ ж алкую, по от­
зывамъ Сократа (Церк. Ист. кн. 17 гл. 27). и патр. Фотія,
(Cod. χχχγ). компиляцію Филштову, съ громкимъ названіемъ
исторіи христіанства. Такъ, напр., невѣрно Сядетъ утвер­
ждаетъ будто Аѳинагоръ былъ начальникомъ александрій­
ской школы: ибо въ такомъ случаѣ непонятно, какимъ об­
разомъ могли бы оставаться въ неизвѣстности творенія столъ
знаменитаго лица даже для Евсевія? Далѣе, Климентъ але­
ксандрійскій былъ не учителемъ, а ученикомъ Пантена: объ
этомъ ясно свидѣтельствуютъ Евсевій (Ц. Ист. кн. 5. гл . 10)
и Фотій (Cod. сіх).
Самъ апологетъ въ началѣ своего сочиненія о воскресе­
ніи мертвыхъ свидѣтельствуетъ, что онъ написалъ не мало
сочиненій, доставившихъ ему почетное имя философа; но
изъ всѣхъ нихъ до насъ дошли только два: апологія и трак­
та тъ о воскресеніи мертвыхъ.
Апологія есть лучшее произведеніе Аѳинагора. Она пред­
ставлена была Марку Аврелію и сыну его Коммоду, а не Луцію
Беру. Это мнѣніе находитъ себѣ подтвержденіе въ самой апо­
логіи. Такъ, Аѳинагоръ (гл. 37) говоритъ: «кто съ большею
справедливостью можетъ получить просимое, к а къ не мы, ко­
торые молимся о вашей власти, чтобы сынъ наслѣдовалъ
отцу по праву царствованія»... Выраженіе: «чтобысынъ на­
слѣдовалъ отцу», никакъ не можетъ относиться къ Марку
Аврелію и Луцію Беру: они оба были усыновлены А ніо­
нитамъ, и ни одинъ изъ нихъ не могъ быть отцомъ друго­
го. Далѣе, въ той же апологіи Аѳинагоръ, желая сколько-
нибудь приблизить къ разумѣнію язычниковъ величайшую
тайну пребыванія Сына въ Отцѣ, употребляетъ весьма удач­
ное сравненіе, указавъ не плотское происхожденіе сына цар­
скаго отъ царя. Но это сравненіе не имѣло бы никакого
смысла, если бы эти самыя слова были обращены къ Марку
Аврелію и Луцію Б еру, двумъ братьямъ, чего, конечно, не
могъ не знать Аѳинагоръ. Время написанія апологіи 166
или 177 годъ. Прежде этого времени не было даже и по­
вода къ ея появленію, ибо, по свидѣтельству исторіи, во
все царствованіе Марка Аврелія гоненіе на христіанъ су­
ществовало въ эти два года. Н е лишенъ интереса и тогъ
вопросъ, какъ могъ Аѳинагоръ представить свою апологію
50_________________ОБЪ АѲПНАГОРѢ ц ЕГО СОЧИНЕНІЯХЪ.
_______