Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
прекраснымъ? Правител ь также изобразилъ какую-то раз­
вратную женщину. Лучше было бы, если бы, оставивши
воѣ такія вещи, вы искали того, что по истинѣ прекрасно;
лучше бы, еслибъ вы отказались отъ вымысловъ Филенида
и Элифантида *) и не гнушались нашимъ образомъ жизни.
35. То, что иною изложено, я узналъ не отъ другихъ:
я путешествовалъ по многимъ странамъ, самъ занимался въ
качествѣ софиста вашими науками, изучалъ искусства и раз­
личныя изобрѣтенія, и наконецъ, живя въ Римѣ самъ ви­
дѣлъ различныя статуи іуда перенесенныя вами. Я не ста­
раюсь, какъ обыкновенно дѣлаютъ многіе, подтверждать
с б о и мысли чужими мнѣніями, но излагаю то, что самъ ви­
дѣлъ и узналъ. Поэтому-то я распростился и съ римскимъ
высокомѣріемъ и съ холоднымъ аѳинскимъ краснорѣчіемъ, съ
различными ученіями и принялъ нашу варварскую филосо­
фію. Я началъ было излагать, какимъ образомъ она древнѣе
вашихъ учрежденій, но на время отклонился отъ этого, а
теперь возвращусь къ разсужденію объ ученіи нашемъ.
Только не тяготитесь моими уроками и не возражайте бол­
товнею и пустяками, говоря: « Татіанъ выше эллиновъ,
выше множества философствовавшихъ, о нъ слѣдуетъ новому
ученію варваровъ». Что худого въ томъ, что человѣкъ по­
добострастный прочимъ людямъ обличаетъ ихъ въ явномъ
невѣжествѣ? Что нелѣпаго по примѣру роднаговамъмудреца2),
всегда старѣть и всему учиться?
36. Пустъ Гомеръ 3) былъ не позже троянской войны,
а современникомъ ея, и даже сражался съ Агамемнономъ,
пустъ, если кто хочетъ, думаютъ, что онъ жилъ прежде изо­
брѣтенія буквъ. Окажется что вышеупомянутый Моисей на
много лѣтъ древнѣе взятія Трои, или даже жилъ гораздо прежде
построенія Трои и Бременъ Троя и Дардана. Для доказательства
этого я приведу в ъ свидѣтели халдеевъ, финикіянъ и египтянъ.
И к ъ чему много распространяться? Тому, кто беретъ на себя
трудъ убѣждать слушателей, нужно говорить о дѣлѣ какъ
можно короче. Берозъ вавилонянинъ, жрецъ вавилонскаго
Вела, современникъ Александра, написавшій для Антіоха,
*) Это писатели о гнусныхъ дѣлахъ. См. Іустина 2 anca. гл . 15.
2) е.
- ---- -----
3) Съ этой главы до конца Татіаиова рѣчь буквально приводится у Евсевія.
(Ргаераг. evang. с. 11).
ТАТІАНА РѢЧЬ ПРОТИВЪ эллиновъ.
41