Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
нымъ; ты публично кричишь съ важностію человѣка ^ б ѣ д ­
наго, и санъ за себя мстишь: когда не получаешь, то ру­
гаешься, и философія дѣлается у тебя искусствомъ нажи­
ваться. Ты слѣдуешь ученію Платона, и б о т ъ
эпикурейскій
софистъ открыто возстаетъ на тебя. Опятъ ты хочешь слѣ­
довать Аристотелю, и тебя ругаетъ какой-нибудь послѣдо­
ватель Демократа. Пиѳагоръ говоритъ, что онъ былъ нѣкогда
Евфорбомъ ѵ). и в ъ своемъ ученіи (о переселеніи душъ) пре-
емствовалъ Ферекиду; Аристотель же колеблетъ безсмертіе
души. Вы, которые рѣзко переходите отъ одного ученія къ
другому противоположному и несогласны между собою, во­
оружаетесь на тѣх ъ, которые согласны 2). Нѣкоторые гово­
рятъ, что Богъ есть тѣло, а я говорю, что Онъ безтѣлесенъ;
говорятъ, что міръ неразрушимъ; а я утверждаю, что раз­
рушится; говорятъ, что сожженіе міра бываетъ въ разныя
времена; а я говорю, что это будетъ одинъ разъ; судіями
признаютъ Миноса и Радаманта, а я Самого Бога; безсмертье
приписываютъ одной душѣ, а я и тѣ лу вмѣстѣ съ душою.
Чѣмъ мы вредимъ вамъ эллины? Почему вы ненавидите, какъ
самыхъ отъявленныхъ злодѣевъ, тѣхъ, которые слѣдуютъ
слову Божію? Мы не ѣдимъ человѣческаго мяса 3): вы лже­
свидѣтельствуете, когда говорите такъ; а у васъ Пелопсъ дѣ­
л ается ужиномъ д л я боговъ, хотя былъ любимцемъ Посидона;
Кроносъ пожираетъ дѣтей и поглащаетъ Метиса.
26.
Перестаньте величаться чужими словами и, подобно
галкѣ, украшаться не своими перьями. Если каждый городъ
возьметъ отъ в асъ собственное свое изрѣченіе, то в аш и со­
физмы потеряютъ силу. В ы изслѣдуете, что такое Богъ, но
не знаете, что въ васъ есть; и, разиня ротъ на небо, па­
даете въ ямы. Ваши книги, подобны лабиринтамъ, а читаю­
щія ихъ —бочкѣ Данаидъ. Что вы раздѣляете время, назы­
вая одно прошедшимъ, другое настоящимъ, а иное буду­
щимъ? Какимъ образомъ будущее можетъ настать, когда су­
ществуетъ настоящее? Но какъ плаватели на морѣ, когда
корабль несется по водамъ, по неопытности думаютъ, что
ЕиФорбъ—храбрый троянецъ, который сперва ранилъ Патронша, а потокъ
былъ убитъ Менелаемъ. (Рои, Иліад. XVI, 806). Пиѳа.горъг который допускалъ пе­
реселеніе душъ, утверждалъ, что онъ былъ сперва этимъ Евфорбомъ.
8) Т. е . противъ христіанъ.
3)
См. Іуст. на Апол. і гл. 16. Уто обвиненіе было возводило на христіанъ по
ложному истолкованію таинства Евхаристіи.
СОЧИНЕНІЕ ДРЕВНИХЪ ХРПСТ. АПОЛОГЕТОВЪ.
3
______ _
ТАТІАНА РѢЧЬ ПРОТИВЪ эллиновъ. ^
33