Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
268
«ОКТАВІЙ» МАРКА МПНУЦІЯ ФЕЛИКСА.
ности сердца, болѣе желаемъ терпѣнія, болѣе стараемся быть
добрыми, нежели расточительными. А что мы чувствуемъ н е­
достатки тѣла, и терпимъ ихъ ,— это не наказаніе, а принад­
лежность нашего воинствованія. Ибо мужество укрѣпляется
немощами, и несчастіе бы ваетъ часто школою добродѣтели.
Наконецъ, силы душевныя и тѣлесныя разслабляются, если
не упражняются въ подвигѣ; и всѣ ваши храбрые мужи, ко­
торыхъ вы ставите въ образецъ, претерпѣли иного бѣдствій,
прежде чѣмъ достигли славы. Посему не думайте, чтобы
Богъ не былъ силенъ помочь намъ или оставилъ насъ, ибо
Онъ управляетъ всѣмъ и любитъ Своихъ; но Онъ подвер­
гаетъ каждаго несчастію для испытанія; Онъ смотритъ на
его нравственное расположеніе въ опасностяхъ и слѣдитъ до
послѣдняго вздоха за волею человѣка, зная, что у Него ни-
что не можетъ погибнуть. Такимъ образомъ, мы испыты­
ваемся несчастіями, какъ золото огнемъ.
ХХХѴП. Какое прекрасное зрѣлище для Бога, когда
христіанинъ борется съ скорбью, когда онъ твердо стоитъ
противъ угрозъ, пытокъ и казней, когда онъ смѣется надъ
страхомъ смерти и не боится палача; когда онъ сохраняетъ
свою свободу предъ царями и владыками и преклоняется
только предъ Богомъ, Которому онъ принадлежитъ; когда
онъ, какъ торжествующій побѣдитель, смѣется даже надъ
тѣмъ, кто приговорилъ его къ казни! Ибо тотъ побѣдитель,
кто достигъ чего домогался. Какой воинъ въ глазахъ полко­
водца не будетъ смѣло идти на встрѣчу опасности? Никто
не получаетъ награды, если не будетъ испытанъ и п р и­
знанъ ея достойнымъ; и, однако, полководецъ не даетъ , чего
не въ силахъ дать, — онъ не можетъ продлить его жизнь,
а можетъ только воздать честь воинскому мужеству. Н о во­
инъ Божій не оставленъ среди страданія, не гибнетъ среди
смерти, и христіанинъ можетъ только казаться несчастнымъ,
но не быть такимъ. Вы сами возносите до небесъ героевъ
несчастія, напримѣръ Муція Сцеволу. который, промахнув­
шись убить царя, непремѣнно погибъ бы среди непріятелей,
если бы не сжегъ на огнѣ правой руки. А сколько изъ на­
шихъ христіанъ претерпѣли безъ малѣйшаго стона сожженіе
не руки только, но всего тѣла, между тѣмъ какъ, если бы
захотѣли, могли бы избавиться отъ страданій? Я сопоставлю
своихъ мущинъ съ Муціемъ, или Аквиліемъ, или Регуломъ;