Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
17.
Касательно симпатій и антипатій, о которыхъ у чигь
Демокритъ, что сказать мнѣ кромѣ того, что по пословицѣ
человѣкъ изъ Абдеры говоритъ глупо? Какъ тогъ другъ Гер­
кулеса, отъ котораго получилъ названіе этотъ городъ, былъ
съѣденъ, какъ говорятъ, конями Діомида, такъ и этотъ фи­
лософъ, который гордился дружбою съ волхвомъ Остапомъ,
въ день конца міра будетъ преданъ на пожраніе вѣчному
огню. И вы вели не .оставите смѣхъ, будете преданы тѣмъ
же мученіямъ, какимъ волхвы. Посему, эллины, послушайте
меня проповѣдующаго какъ будто съ высокаго мѣста, не
смѣйтесь и не обращайте вашего неразумія на провозвѣст­
ника истины. Болѣзнь не уничтожается чрезъ антипатію и
бѣсноватый не излѣчивается привѣсками изъ кожицы. Но
демоны нерѣдко приходятъ къ людямъ: и кто боленъ и му­
чится любовью или ненавистію и желаніемъ мести, бер етъ
ихъ къ себѣ въ помощники. Ботъ какую продѣлку они упо­
требляютъ. Какъ начертанія буквъ и составленныя изъ нихъ
слова не могутъ сами по себѣ показать содержащейся въ
нихъ мысли, но люди установили для себя знаки своихъ
мыслей и изъ извѣстнаго сочетанія ихъ узнаютъ то, для озна-
ченія чего установленъ и самый порядокъ буквъ, такъ точ­
но ни различные корни, ни употребленіе нервовъ и костей,
сами по себѣ ничего не производятъ, но служатъ средствомъ
для лукавства демоновъ, которые опредѣлили, для чего каж­
дое изъ нихъ годно. Какъ скоро они увидятъ, что люди
готовы принять ихъ помощь,— тотчасъ овладѣваютъ они и
порабощаютъ ихъ себѣ. Что хорошаго помогать блуду? Х о ­
рошо ли содѣйствовать нѣкоторымъ въ ненависти? Прилич­
но ли врачеваніе бѣсноватыхъ приписывать веществу, а не
Богу? Они коварно удаляютъ людей отъ богопочтенія, за­
ставляя ихъ вѣрить въ травы и корни. Еслибы Богъ со­
творилъ ихъ для такого употребленія, какое изъ нихъ дѣла­
ютъ люди, то Онъ былъ бы виновникомъ зла. Б оіъ сотво­
рилъ все въ хорошемъ видѣ; но безнравственность демоновъ
воспользовалась тѣмъ, что есть въ мірѣ, для дѣланія зла;
и это есть доказательство ихъ злобы, а не дѣло (Бога) со­
вершеннаго. Какимъ образомъ я при жизни былъ бы не
зол ь, а по смерти, когда я ничего не дѣлаю, мой остатки,
которые не двигаются и даже не чувствуютъ, будутъ произ­
водить нѣчто возбуждающее чувство? К акъ можетъ оказать
26
ТАТІАНА РѢЧЬ ПРОТИВЪ эллиновъ.