Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
домахъ, совершаются самыя неистовыя дѣла сладострастія.
Между тѣмъ ассиріяне, мидяне, персы, даже греки и егип­
тяне прежде римлянъ по устроенію Божію, долго владѣли
царствами, не имѣя первосвященниковъ, ни жрецовъ Цере­
ры или Марса, ни весталокъ, ни авгуровъ, ни цыплятъ въ
клѣткѣ, которыхъ бы аппетитъ или отвращеніе къ пищѣ
управляли судьбами государства.
ΧΧΥΙ. Теперь я перехожу къ римскимъ гаданіямъ и
предсказаніямъ, которыя ты такъ тщательно собралъ и ко­
торыхъ пренебреженіе сопровождалось гибельными послѣд­
ствіями, а наблюденіе—благополучными. По твоему, К лав­
дій Фламинскій и Юній потому потеряли с б о и
войска, что
не разсудили дождаться обычнаго топтанія цыплятъ ногами.
А Регулъ? Не наблюлъ ли онъ авгурій, и, однако, взятъ
былъ въ плѣнъ? Точно также, Минципъ хотя и уважилъ
религіозный обычай попалъ во власть врага. Павелъ Эми­
лій при Каинахъ потерпѣлъ ужасное пораженіе, несмотря
на то, что цыплята предвѣщали успѣхъ. Цезарь пренебрегъ
гаданіями, которыя воспрещали ему отправиться въ Афри­
ку прежде зимы, однако, онъ легко переплылъ и побѣдилъ.
Что же сказать мнѣ объ оракулахъ? Амфіарай предсказалъ,
что будетъ послѣ его смерти, а не зналъ , что ж.ена измѣнитъ
ему за ожерелье. Слѣпой Тирезій предсказывалъ будущее,
а не видалъ настоящаго. Энній сочинилъ насчетъ Пирра
отвѣты Аполлона Піѳшскаго, между тѣмъ какъ Аполлонъ
давно уже пересталъ говорить стихи, и этотъ оракулъ лов­
кій и двусмысленный прекратилъ свое дѣло съ тѣ хъ поръ
какъ люди стал и менѣе легковѣрны и болѣе образованны.
И Демосѳенъ, зная поддѣльность отвѣтовъ Пифіи, жаловал­
ся, что она держитъ сторону Филиппа. Но, скажешь ты, эти
гаданія или оракулы иногда сбывались на дѣлѣ. Я могъ
бы на это отвѣчать, что между множествомъ ложныхъ пред­
сказаній какое-нибудь изъ н ихъ могло случайно попасть на
истину; но я обращусь къ самому источнику лжи и за­
блужденія изъ котораго произошелъ весь этотъ мракъ, по­
стараюсь глубже проникнуть въ него и яснѣе показать его.
Есть лживые нечистые духи, ниспадшіе съ небесной чисто­
ты въ тину земныхъ страстей. Эти духи лишились чистоты
своей природы, осквернивъ себя пороками, и для утѣшенія
себя въ несчастіи— сами уже погибшіе не перестаютъ гу-
_____
«ОКТАВІЙ» МАРКА МИНУЦІЯ ФЕЛИКСА.
255