Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
дѣлывалъ художникъ, чтобы сдѣлать бога. Бо гъ деревян­
ны й—изъ какого-нибудь отрубка или кола обрубается, выте­
сывается, вы страивается; а серебряный или золотой богъ
чаще всего дѣлается изъ какого-нибудь нечистаго сосуда,
какъ было у египетскаго царя, выковывается кузнечными мо­
лотами и получаетъ свою форму на наковальнѣ; а каменный
высѣкается, обтесывается и дѣлается гладкимъ руками гряз­
наго работника; такой богъ не чувствуетъ низости своего про­
исхожденія точно такъ же, какъ не чувствуетъ почестей, воз­
даваемыхъ ему вашимъ поклоненіемъ. Если камень или де­
рево или серебро не составляютъ бога, то когда же онъ дѣ­
лается имъ? Ботъ его отливаютъ, обдѣлываютъ, и высѣкаютъ;
это еще не богъ; его спаиваютъ свинцомъ, устраиваютъ и
воздвигаютъ, и это еще не богъ; б о т ъ его украшаютъ, воз­
даютъ ему почтеніе и молятся,—и онъ наконецъ, становится
богомъ, когда уже человѣкъ захотѣлъ и посвятилъ его.
XXIV.
й какъ вашихъ боговъ цѣнятъ по своему есте­
ственному инстинкту безсловесныя животныя? М ыши, ласточ­
ки, коршуны знаютъ, что боги ваши не чувствуютъ; они гло­
жутъ ихъ, садятся на нихъ и если не прогоняете·, устрояютъ
себѣ гнѣзда въ самыхъ устахъ вашего бога. Пауки ткутъ на
лицѣ ихъ свою паутину и съ самой головы протягиваютъ
с б о и нити, вы же ихъ обтираете, моете, скоблите: такъ за­
ботитесь и вмѣстѣ боитесь тѣхъ, кого вы сами дѣлаете. Н и­
кону изъ васъ не приходило на мысль, что прежде нужно
познать Бога, а потомъ почитать Его; вы спѣшите безраз­
судно слѣдовать примѣру своихъ предковъ; вы х отите ско ­
рѣе соглашаться съ ложными мнѣніями другихъ, нежели вѣ­
рить себѣ, вы ничего не знаете о томъ, чего боитесь: б о т ъ
о т ъ чего въ серебрѣ и золотѣ освящено корыстолюбіе, без­
душныя статуи, благодаря своей формѣ, стали священными;
б о т ъ отчего произошло римское суевѣріе. Есл и разсмотрѣть
обряды этого богопочтенія, то сколько найдемъ мы смѣшно­
го, сколько достойнаго жалости. Жрецы ваши нѣкоторые хо­
дятъ нагими въ жестокій холодъ, а другіе надѣвши одни
шапки носятъ на себѣ древніе щиты, рѣжутъ себѣ кожу про­
ся милостыню, и ходятъ съ богами по деревнямъ. Въ одни
капища можно входить однажды въ годъ, а другія совсѣмъ
запрещено видѣть. Одно капище для мущины, другое для
женщины; при нѣкоторыхъ церемоніяхъ присутствіе раба—
252
«ОКТАВІЙ» МАРКА МПНУЦІЯ ФЕЛИКСА.
^
^