Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
упавшими съ неба людей, которыхъ встрѣчаемъ неожиданно,
и называемъ сынами земли людей неизвѣстныхъ и незнат­
ныхъ. Сынъ Сатурна Юпитеръ, по удаленіи своего отца, сдѣ­
л ался царемъ въ Критѣ; здѣсь онъ и умеръ, и оставилъ пос­
л ѣ себя дѣтей; и теперь еще можно видѣть пещеру Юпи­
тера и его гробницу, и его человѣческая природа изобли­
чается самыми священнодѣйствіями въ честь его.
XXIII.
Безполезно останавливаться на каждомъ изъ дру­
гихъ боговъ въ частности и говорить о всемъ рядѣ ихъ по­
колѣнія, ибо доказанная смертность ихъ родоначальниковъ
перешла по порядку преемства къ потомкамъ; но вы еще
возводите въ боговъ людей послѣ ихъ смерти. Такъ Ромулъ—
богъ по клятвопреступленію Прокула, и Юба, по желанію
мавровъ, также богъ, равно какъ и другіе цари, которые
обоготворены не потому, чтобы они были признаваемые бо­
гами, но въ уваженіе заслугъ ихъ царствованія. Имъ даютъ,
противъ ихъ воли, названіе боговъ; они желаютъ оставать­
ся людьми; боятся и не хотятъ быть богами, хотя и нахо­
дятся въ старческомъ возрастѣ. Боги не могѵть быть ни изъ
умершихъ, ибо Богъ не можетъ умереть, ни изъ родивших­
ся, потому что все, что р ож дается умираетъ; а существо бо­
жественное не имѣетъ ни начала, ни конца своего бытія. Д а­
лѣе, если боги когда-нибудь родились, то почему они те­
перь не рождаются? Потому ли, что Юпитеръ состарѣлся,
Юнона стала неплодною, и Минерва посѣдѣла не родивши?
Иди не потому ли прекратилось это рожденіе, что нынѣ не
даютъ никакой вѣры подобнымъ выдумкамъ? Впрочемъ, если
бы боги и могли рождаться, н оне могли бы умирать; въ такомъ
случаѣ боговъ было бы больше, чѣмъ рожденныхъ людей, и
небо и воздухъ не вмѣщали бы ихъ, и земля не могла бы
ихъ носить. Такимъ образомъ ясно, что они были люди, о
которыхъ мы знаемъ, что они родились и умерли. Итакъ,
будетъ ли кто-нибудь смущаться, видя, что народъ публично
молится и поклоняется священнымъ изображеніямъ этихъ бо­
говъ; когда умъ людей необразованныхъ плѣняется изящно­
стію формъ, сообщенныхъ имъ искусствомъ, обольщается блес­
комъ золота, сіяніемъ серебра и бѣлизною слоновой кости?
И вели бы кто-нибудь подумалъ, съ какими истязаніями, ка­
кими инструментами, обдѣлывается всякій идолъ, то покрас­
нѣлъ бы отъ стыда, что онъ боится вещества, которое об-
_
_
_
_
_
_
«ОКТАВІЙ» МАРКА МИНУЦІЯ ФЕЛИКСА.
251