Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
такое названіе, какое приписываетъ слово: «немного они
умалены предъ ангелами» *). Кто побѣжденъ, опятъ можетъ
побѣдить, если устранить причину смерти. А какая эта при­
чина, легко могутъ видѣть тѣ, которыя желаютъ безсмертія.
16.
Демоны, которые повелѣваютъ людьми, не суть души
людей. Ибо какъ онѣ и по смерти могутъ дѣйствовать? Раз-
вѣ допустить, что человѣкъ, который при жизни былъ не­
разуменъ и слабъ, по смерти получаетъ болѣе могуществен­
ную силу? Но это неправда, какъ мы доказали въ другомъ
мѣстѣ "). Притомъ трудно предположить, чтобы безсмерт­
н ая (душа), которой препятствовали тѣлесные члены 3), дѣ­
лалась умнѣе, когда отдѣлится отъ тѣла. Демоны, по своей
злобѣ неистовствуя надъ людьми, обольщаютъ ихъ по­
никшія долу души разнообразными и коварными ухищреніями
и препятствуютъ имъ возвыситься къ жизни небесной. Но
отъ насъ не скрыто существующее в ъ мірѣ, и божественное
удобопріемлемо для насъ, если придетъ къ намъ та сила, ко­
торая дѣлаетъ души безсмертными. И душевные люди видятъ
демоновъ, когда послѣдніе являются людямъ, для того ли,
чтобы увѣрить ихъ въ своемъ существованіи, или для того,
чтобы повредить имъ въ чемъ-нибудь, какъ это дѣлаютъ зло­
умышленные друзья врагамъ своимъ, или, наконецъ, для того,
чтобы склонить подобныхъ себѣ 4) къ и хъ обоготворенію.
Еслибы имъ можно было, то они разрушили бы и самое не­
бо съ прочими тварями. Но теперь они не дѣлаютъ того,
ибо не могутъ; но посредствомъ низшаго вещества завоевы­
ваютъ вещество подобное себѣ. И если кто х очетъ побѣдить
ихъ, то пустъ отринетъ вещество. Ибо вооруженный бронею
небеснаго Духа можетъ спасти все, охраняемое Имъ. В ъ на­
шемъ веществѣ бываютъ болѣзни и нестроенія; когда они
случаются, демоны приписываютъ себѣ причины ихъ, потому
что нападаютъ на человѣка в ъ то же время, какъ постига­
етъ его болѣзнь. Иногда даже бурею злобы своей потряса­
ютъ весь составъ тѣ ла нашего; но поражаемые словомъ силы
Божіей со страхомъ удаляются, и больной исцѣляется.
1) Псал. 8, 5.
2) Здѣсь авторъ намекаетъ или “на другое сочиненіе свое объ этомъ предметѣ,
неизвѣстное намъ, или на вышеупомянутое сочиненіе <о животныхъ».
3) Авторъ иронически называетъ душу безсмертною, ибо по его собственному
мнѣнію душа разрушается вмістѣ съ тѣломъ и потомъ въ день суда возстаетъ съ
нимъ для безсмертія.
4) Т. -е . людей душевныхъ, которые лишены божественнаго Духа,.
_
_
_
_
_
_
_
_
_
_
ТАТІАНА РѢЧЬ ПРОТИВЪ эллиновъ.
25