Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
предметовъ, и умъ, ихъ воспріемлющій? Страховъ также н а ­
зываетъ природу Богомъ; и Эпикуръ, который представлялъ
боговъ праздными, или вовсе не признавалъ их ъ бытіе, по­
ставляетъ, однако, выше всего природу. Аристотель, хотя го­
ворилъ различно, однако, всегда держался мнѣнія о единой
власти; ибо онъ называлъ Бога, то разумомъ, то міромъ, или
же подчинялъ міръ Богу. Гераклитъ Понтійскій также при­
писывалъ Богу высшій разумъ. Ѳеофрастъ, Зенонъ, Хри-
зиппъ и Клеанѳъ, хотя расходились между собою въ мнѣ­
ніяхъ, однако единогласно признаютъ единство Провидѣнія.
Клеанѳъ называлъ божество то умомъ, то духомъ, то эфи-
ромъ, то разумомъ. Наставникъ его Зенонъ говоритъ, что
начало всего есть естественный и божественный законъ,
называемый то эфиромъ, то разумомъ. И когда онъ говоритъ,
что Юнона есть воздухъ, Юпитеръ—небо, Нептунъ—море,
Вулканъ —огонь, и прочихъ боговъ подобнымъ образомъ
возводитъ къ элементамъ, то обличаетъ и сильно подрываетъ
общее заблужденіе. Точно также почти Хризиппъ считалъ Бо ­
гомъ, то разумную природу, то міръ, то неизбѣжную судьбу;
онъ подражалъ Зенону, и въ физіологическомъ изъясненіи
пѣсней Гезіода, Гомера и Орфея. У Діогена Вавилонскаго
мы находимъ цѣлую систему для изъясненія рожденія Юпи­
тера, происхожденія Минервы и прочихъ,— и выходитъ, что
это—имена вещей, а не боговъ. Ученикъ Сократа Ксено-
фонтъ говорилъ, что образъ бытія истиннаго Бога для насъ
недоступенъ и что посему не должно стараться его познать.
Аристонъ Хіосскій училъ, что Бог ъ непостижимъ. Оба они
чувствовали величіе Божіе въ самомъ отчаяніи понять Ег о.
Платонъ гораздо яснѣе и по содержанію и по выраженію
изложилъ свое ученіе о божествѣ, и его можно было бы при­
нять за небесное, еслибы только оно не было омрачено при­
мѣсью народныхъ убѣжденій. Такъ въ Тимеѣ Платонъ го­
воритъ, что Б о г ъ по самому Своему имени есть отецъ всего
міра, творецъ души, создатель неба и земли; что Его трудно
познать по Ег о необъятному и безпредѣльному могуществу,
и если познаешь Его, невозможно то высказать публично.
Это ученіе весьма сходно съ нашимъ; ибо и мы признаемъ
Бога, и называемъ Его отцомъ всего и никогда не говоримъ
о Немъ публично, развѣ только когда насъ спрашиваютъ о
Немъ.
246
«ОКТАВІЙ^МАРКА МИНУЦІЯ ФЕЛИКСА.