Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
царство властію одного или произволомъ многихъ. И этотъ
вопросъ не трудно уяснить, когда размыслишь о земныхъ
царствахъ, которыя суть образы небеснаго. Г дѣ царствова­
ніе многихъ ^п рав ител ей начиналось вѣрностію и кончилось
безъ кровопролитія? Н е говорю о персахъ, по ржанію коней
гадающихъ о власти и опускаю баснословный разсказъ о брать­
яхъ ѳиванцахъ; весьма извѣстна исторія о двухъ близнецахъ,
спорившихъ о томъ, кому изъ нихъ владѣть хижиной и па­
стухами; всѣмъ также извѣстны войны между зятемъ и тес­
темъ; удѣлъ столъ обширной власти былъ слиткомъ малъ
для двоихъ. Далѣе, посмотри: одинъ царь у пчелъ, одинъ
вожатый у овецъ, одйнъ предводитель у стада. Ужели же ты
думаешь, что на небѣ раздѣлена верховная власть и р аз­
дроблено полномочіе этого истиннаго и божественнаго гос­
подства? Очевидно, что Богъ, Отецъ всѣхъ вещей, не имѣетъ
ни начала ни конца; всему давая начало, Онъ Самъ вѣченъ:
Онъ былъ прежде міра, Самъ будучи для Себя міромъ. Онъ
несущее вызвалъ къ бытію Своимъ Словомъ, привелъ въ п о ­
рядокъ Своимъ разумомъ, совершилъ Своею силой. Его нел ь-
зя видѣть, Онъ слиткомъ величественъ; Его нельзя осязать,
Онъ слиткомъ тонокъ; Его пользы измѣрить, Онъ выше
чувствъ, безконеченъ, неизмѣримъ и во всемъ Своемъ вели­
чіи извѣстенъ только Самому Себѣ; наше же сердце с л и т ­
комъ тѣсно для такого познанія, и потому мы тогда только
Его оцѣниваемъ достойно, когда называемъ Ег о неоцѣнен­
нымъ. Я скажу, какъ я думаю: кто мнитъ познать величіе
Божіе, тотъ умаляетъ Его, а кто не хочетъ умалять Е го ,
тотъ не знаетъ Его. Н не ищи другого имени для Бога:
Б о г ъ —Его имя. Тогда нужны слова, когда надо множество
боговъ разграничить отдѣльными для каждаго изъ нихъ соб­
ственными именами. А для Бога Единаго имя Богъ— выра­
жаетъ все. Если я назову Его отцомъ, ты будешь предста­
влять Его земнымъ; если назову царемъ, ты вообразишь Ег о
плотскимъ; если назову господиномъ, ты будешь о Немъ ду­
мать, какъ о смертномъ. Но откинь въ сторону всѣ при­
бавленія иметъ и увидишь Его славу. И не на моей ли сто­
ронѣ всеобщее согласіе? Я слышу, какъ народъ простирая
руки къ Небу, никакого другого имени не употребляетъ, кро­
мѣ «Бога», говоритъ: «великъ Богъ, Богъ истиненъ, если
Бог у угодно». Что это—естественная рѣчь народа или сло-
244
«ОКТАВІЙ»МАРКАМПНУЦІЯФЕЛДКСА·_________________