Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
ничивается закономъ берега! Посмотри, какъ воѣ растенія по­
лучаютъ свою жизнь изъ внутренности земли. Посмотри на
вѣчно волнующійся океанъ, на эти всегда струящіеся источ­
ники, на эти рѣки, никогда не останавливающіяся въ своемъ
теченіи. Что сказать объ этихъ правильно расположенныхъ
возвышеніяхъ горъ, объ извилинахъ холмовъ, объ обширномъ
протяженіи равнинъ? Что сказать о разнообразіи защиты жи­
вотныхъ другъ противъ друга? Однѣ изъ нихъ вооружены
рогами, другіе снабжены острыми зубами, третьи защищены
копытами, четвер тые имѣютъ острое жало, одни укрываются
скоростію своего бѣга, другіе быстротою полета! Особенно
же въ красотѣ нашего образа открывается, что Богъ есть
художникъ: прямое положеніе, взоръ устремленный къ верху,
гл аза помѣщенные высоко какъ бы н а сторожевой башнѣ и
воѣ прочія чувства, расположенныя какъ бы въ укрѣпленіи.
Χ Υ ΙΙΙ. Но не будемъ останавливаться н а частностяхъ;
вообще должно сказать, что в ъ человѣческомъ составѣ нѣтъ
ни одного члена, который не удовлеторялъ бы какой-либо
нуждѣ и не служилъ бы къ украшенію, и, что всего уди­
вительнѣе, при общемъ у всѣхъ насъ видѣ, каждый имѣетъ
нѣкоторыя отличительныя черты. Такимъ образомъ, всѣ мы
и похожи другъ на друга, и вмѣстѣ отличаемся одинъ отъ
другого. Что же сказать объ образѣ рожденія, о любви къ
чадородію? Н е вложено ли это Богомъ? Груд и женщины съ
приближеніемъ времени рожденія наполняются молокомъ, и
какъ младенецъ въ утробѣ созрѣваетъ по мѣрѣ накопленія
молока! Богъ печется не о цѣломъ только, но и о частяхъ.
Напримѣръ, Британія имѣетъ недостатокъ въ солнцѣ, но зато
согрѣвается теплотою моря, окружившаго ее со всѣх ъ сто­
ронъ; рѣка Нилъ умѣряетъ сухость Египта; Евфратъ удобряетъ
почву Месопотаміи: Индъ, говорятъ, увлажняетъ и дѣлаетъ
плодотворными страны Востока. Когда ты при входѣ въ какой-
нибудь домъ видишь повсюду вкусъ, порядокъ, красоту, то
конечно подумаешь, что имъ управляетъ хозяинъ, и что онъ
гораздо превосходнѣе, чѣмъ всѣ эти блага; подумай же, что
и въ домѣ этого міра, когда смотришь на небо и на землю,
и находишь въ нихъ промышленіе, порядокъ и законъ—есть
Господь и Отецъ всего, Который прекраснѣе самыхъ звѣздъ
и частей всего міра. А когда нельзя сомнѣваться въ Прови­
дѣніи, ты долженъ же изслѣдовать, управляется ли небесное