Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
и запуганные, достойные жалости, впрочемъ со стороны н а ­
шихъ боговъ. Несчастные, вы и здѣсь не живете и тамъ
не воскреснете. Но если въ васъ есть хотъ нѣсколько здра­
ваго смысла и благоразумія, перестаньте изслѣдовать тайны
и законы вселенной, оставьте небесныя сферы; довольно для
васъ, людей грубыхъ, невѣжественныхъ, необразованныхъ,
и того, что находится подъ вашими ногами; кто не имѣетъ
способности понимать земное, человѣческое, тому тѣ мъ болѣе
не должно изслѣдовать божеское.
X III. Если же у васъ есть страсть къ философствованію,
то пусть каждый подражаетъ, сколько можно, Сократу пер­
вому изъ мудрецовъ. Когда атому мужу предлагали вопросы
о небесномъ, то онъ обыкновенно отвѣчалъ такъ: «что выше
насъ, то не касается насъ» ’). По справедливости оракулъ
засвидѣтельствовалъ превосходную мудрость Сократа, и Со­
кратъ самъ чувствовалъ, что если онъ превознесенъ предъ
всѣми, то не потому, чтобъ онъ зналъ все, а потому что по­
зналъ, что не знаетъ ничего. Итакъ, въ признаніи невѣдѣ­
н ія заключается величайшая мудрость. Отсюда· и получило
свое начало умѣренное сомнѣніе Архезилая, Карнеада и
очень многихъ академиковъ относительно высшихъ вопросовъ.
Такой образъ философствованія безопасенъ д л я неученых ъ
и славенъ для ученыхъ. Что же? осторожность Симонида Ми-
летскаго не достойна ли нашего удивленія и подражанія?
Когда тиранъ Гіеронъ спрашивалъ этого философа, что и
какъ онъ думаетъ о богахъ, то Симонидъ сперва потребо­
валъ у него день на размышленіе, по прошествіи дня онъ
выпросилъ два дня, потомъ еще два, дня; когда же, наконецъ,
Гіер он ъ хотѣлъ узнать причину, такой медленности; Симо­
нидъ сказалъ, что чѣмъ далѣе онъ предавался размышленію,
тѣмъ темнѣе становилась дл я него истина. И по моему мнѣ­
нію, должно оставлять все сомнительное такъ, ка къ оно есть;
и, послѣ того какъ столько и такіе великіе люди остаются
въ сомнѣніи, не должно дерзко и безразсудно бросаться съ
своимъ мнѣніемъ въ другую сторону, чтобы не ввести не­
лѣпыхъ басенъ или не уничтожить всякой религіи.
XIV. Такъ говорилъ Цецилій, и улыбаясь,— потому что
вылившаяся изъ его рѣчь охладила жаръ его негодованія—
238
«ОКТАВІЙ» МАРКА МИНУЦІЯФЕЛИКСА. _
_
^
1)
Объ атомъ нареченіи Сократа упоминаютъ Лактанцій (Jib· ш, с. 19) и Іеро­
нимъ (Ароі. adv. Rufin. 8). Сн. КсеноФ. МетогаШ .