Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
привязанной къ подсвѣчнику, бросаютъ кусокъ мяса на раз­
стояніи большемъ, чѣмъ длина веревки, которою она привя­
зана: собака, рванувшись и сдѣлавъ прыжокъ, роняетъ и
гаситъ свѣтильникъ.... *) Такимъ образомъ всѣ они, если не
самымъ дѣломъ, то в ъ совѣсти дѣлаются кровосмѣсниками,
потому что всѣ участвуютъ желаніемъ своимъ въ томъ, что
можетъ случиться въ дѣйствіи того или другого.
X.
О многомъ я умалчиваю; потому что очень довольно
уже и сказаннаго, а истинность всего или, по крайней мѣрѣ,
большой части этого доказы вается самою таинственностію
этой развратной религіи. В ъ самомъ дѣлѣ, для чего же они
всячески стараются скрывать и дѣлать тайною для другихъ
то, что они почитаютъ, когда похвальныя дѣла совершаются
обыкновенно открыто, и скрываются только дѣла преступ­
ныя? Почему они не имѣютъ никакихъ храмовъ, никакихъ
жертвенниковъ, ни общепринятыхъ изображеній? Почему они
не осмѣливаются открыто говорить и свободно дѣлать с б о и
собранія если не потому, что то, что они почитаютъ и такъ
тщательно скрываютъ, достойно наказанія или постыдно? Да
и откуда, что такое и гдѣ этотъ Богъ, единый, одинокій,
пустынный, котораго не знаютъ ни одинъ свободный народъ,
ни одно государство, или, по крайней мѣрѣ, римская набож­
ность? Только одинъ несчастный народъ іудейскій почиталъ
единаго Бога, но и то открыто,—имѣя храмы, жертвенники,
священные обряды и жертвоприношенія, впрочемъ и этотъ
Богъ не имѣлъ ни какой силы и могущества такъ, что былъ
вмѣстѣ съ своимъ народомъ покоренъ римлянами. А какія
диковины, какія странности выдумываютъ христіане! Они го­
ворятъ, что ихъ Богъ, Котораго они не могутъ ни видѣть,
ни другимъ показать, тщательно слѣдитъ за нравами всѣхъ
людей, дѣлами, словами и даже тайными помышленіями к а ­
ждаго человѣка, всюду проникаетъ и вездѣ присутствуетъ:
такимъ образомъ они представляютъ его постоянно безпо­
койнымъ, озабоченнымъ и безстыдно любопытнымъ, ибо онъ
присутствуетъ при всякихъ дѣлахъ, находится во всякихъ
мѣстахъ, и оттого занятый всѣмъ міромъ не можетъ обни­
мать, его частей или развлеченный частями, обращать вни­
маніе на цѣлое. Но это еще не все: христіане угрожаютъ
285
Въ латинскомъ подлинникѣ читается: impudentibus tenebris nexus infandae
cupiditatis involvunt per incertum sortis.