Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
почитаютъ голову самаго низкаго животнаго, голову осла '):
религія достойная тѣхъ нравовъ, изъ которыхъ она произо­
шла! Другіе говорятъ, что эти люди почитаютъ... своего пред­
стоятеля и священника 2), и благоговѣютъ какъ бы предъ
дѣйствительнымъ своимъ родителемъ. Н е знаю, можетъ быть
все это ложно, но подозрѣніе очень оправдывается ихъ тай­
ными, ночными священнослуженіями. Говорятъ также, что
они почитаютъ человѣка, наказаннаго за злодѣяніе страш­
нымъ наказаніемъ, и безславное древо креста: значитъ, они
имѣютъ алтари приличные злодѣямъ и разбойникамъ, и по­
читаютъ то, чего сами заслуживаютъ. То, что говорятъ объ
обрядѣ принятія новыхъ членовъ въ ихъ общество, извѣстно
всѣмъ и не менѣе ужасно. Говорятъ, что посвящаемому въ
ихъ общество предлагается младенецъ, который, чтобъ об­
мануть неосторожныхъ, покрытъ мукою: и тотъ обманутый
видомъ муки, по приглашенію сдѣлать будто невинные удары,
наноситъ глубокія раны, которыя умерщвляютъ младенца, и
тогда,— о, нечестіе! присутствующіе съ жадностію пьютъ его
кровь и раздѣляютъ между собою его члены. Ботъ какою
жертвою скрѣпляется ихъ союзъ другъ съ другомъ, и соз­
наніе такого злодѣянія обязываетъ ихъ къ взаимному мол­
чанію. Такія священнодѣйствія ужаснѣе всякихъ поруганій
святыни. А ихъ вечери извѣстны; объ этомъ говорятъ воѣ,
объ этомъ свидѣтельствуетъ рѣчь нашего Циртинскаго ора­
тора 3). Въ день солнца они собираются для общей вечери
со всѣми дѣтьми, сестрами, матерями, безъ различія пола и
возраста. Когда послѣ различныхъ яствъ пиръ разгорится и
вино воспламенитъ въ нихъ жаръ любострастія, то собакѣ,
234
«ОКТАВІЙ » МАРКА^МИНУДІ^^ФЕЛИК^А.
________
1_) Обвиненіе христіанъ въ почитаніи головы осла, по словамъ Тертулліана,
распространено Тацитомъ, который въ своей исторіи говорилъ объ іудеяхъ, будто
іудеи, истомленные каждою во время странствованія въ пустыняхъ Аравіи, нашли
источникъ во указанію ословъ и за то боготворили осла. Это мнѣніе распространено
и на христіанъ, по смѣшенію ихъ съ іудеями. Тертул. Apolog. 16; ad nat. 1, п.
2) Въ подлинникѣ: ferunt ipsius antistitis ae saserdotis colere genitalia. По­
водомъ къ такому обвиненію послужило, вѣроятно, уваженіе къ пастырямъ церкви,
какъ духовнымъ отдамъ, цѣлованіе ихъ руки и особенно припадайте кающихся на
колѣняхъ предъ пресвитерами.
3) Т. е . Корнелія Фронтона, который былъ родомъ изъ Цирты въ Нумидіи
и написалъ сочиненіе противъ христіанъ. Онъ былъ преподавателемъ латинской сло­
весности у Марка Антонина и Луція Вера. Его сочиненія недавно стали извѣстны,
послѣ того какъ кардиналъ Май, открывшій ихъ въ Амвросланской библіотекѣ из­
далъ въ свѣтъ подъ заглавіемъ Corn. Frontonis opera inedita cum epistolis item
ineditis Antonini pii, M . Avrelii, L . Veri et Appiani· г. Но здѣсь нѣтъ рѣчи про­
ѣвъ христіанъ.