Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
исходятъ тучи; отъ паденія этихъ тучъ идетъ дождь, дуетъ
вѣтеръ, падаетъ градъ отъ столкновенія различныхъ тучъ про­
исходитъ громъ, удары, и блескъ молніи. Эти молніи пада­
ютъ во всякомъ мѣстѣ, ударяются въ горы, въ деревья; безъ
разбора поражаютъ храмы и дома, убиваютъ порочныхъ лю­
дей, не щадя часто и благочестивыхъ. Что сказать объ
этихъ разнообразныхъ неожиданныхъ явленіяхъ, которые
безъ порядка, безъ разбора разрушаютъ теченіе всего су­
ществующаго? Во время кораблекрушенія одинакова судьба
добрыхъ и злыхъ безъ всякаго разбора заслугъ тѣхъ и дру­
гихъ. В ъ пожарахъ одинаково погибаютъ невинные и пре­
ступные. Когда свирѣпствуетъ въ воздухѣ какая-нибудь
губительная зараза, всѣ умираютъ безъ разбора. Среди не-
истовствъ войны лучшіе люди погибаютъ скорѣе другихъ.
Во время мира порокъ идетъ рядомъ съ добродѣтелью и
даже бываетъ въ почетѣ; такъ что во многихъ случаяхъ
не знаешь, гнушаться ли пороками худыхъ людей или за ­
видовать ихъ счастію. Еслибы міромъ управляли провидѣ­
ніе божественное и воля какого-нибудь божества, то никог-
да бы Фаларисъ и Діонисій не удостоились бы царства, Р у ­
гали: и Камиллъ не были бы наказаны ссылкою и Сократъ
принужденъ умереть отъ яда. Ботъ покрытые плодами де­
ревья, б о т ъ созрѣвшій хлѣбъ, спѣлый виноградъ повреж­
даются дождемъ, побиваются градомъ. И лн истина сокрыта
во мракѣ неизвѣстности, ил и же, что всего вѣроятнѣе, всѣмъ
управляетъ безъ всякихъ законовъ непостоянный своенрав­
ный случай.
VI.
Когда, такимъ образомъ, повсюду встрѣчаешь или
рѣшительный случай, или таинственную природу, то не лу ч­
ше ли всего и почтеннѣе слѣдовать урокамъ предковъ; какъ
залогамъ истины, держаться преданной религіи, почитать бо­
говъ, которыхъ родители внушили бояться прежде, чѣмъмы
ближе узнали ихъ? Н е слѣдуетъ намъ разсуждать о богахъ,
а должно в ѣрить предкамъ, которые въ вѣ къ еще простой
и близкій къ началу міра, удостоились имѣть этихъ боговъ
благодѣтелями или царями. Мы видимъ, что во всѣхъ го­
сударствахъ, провинціяхъ, городахъ народы имѣютъ с б о и от­
дѣльные священные обряды, и почитаютъ своихъ мѣстныхъ
боговъ, напр., элевзинцы Цереру, фригійцы Цибелу, эпи-
давряне Эскулапа, халдеи Вела, сирійцы Астарту, тавря-
2В0
«ОКТАВІЙ» МАРКА МИНУЦ1Я^ФЕЛИКСА■___ _________