Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
поднимается, если ему данъ сильный ти текъ . Побѣда остается
за тѣмъ изъ играющихъ, чей камень пролетаетъ большое
пространство и чаще выскакиваетъ.
ΙΥ. Октавій и я забавлялись такимъ зрѣлищемъ, но
Цецилій совершенно не обратилъ вниманія на игры маль­
чиковъ, не смѣялся при видѣ этого состязанія: молчаливый,
смущенный, въ сторонѣ отъ насъ, онъ показывалъ на лицѣ
своемъ какой-то печальный видъ. — Что это значитъ? спро­
силъ я его. Отчего, Цецилій, я не узнаю твоей веселости?
Гдѣ эта ясность, которая, сіяла въ твоихъ глазахъ даже
среди самыхъ серьезныхъ дѣлъ?— Цецилій отвѣчалъ: меня
сильно безпокоятъ и ко лятъ слова Октавія, которыми о нъ
упрекнулъ тебя въ нерадѣніи, а чрезъ это непрямо, но
тѣмъ сильнѣе обвинилъ меня въ невѣжествѣ. Я. не хочу
н а этомъ остановиться: я требую у Октавія объясненія д ѣ ­
ла. Если онъ согласится вступить со мною въ споръ, то
узнаетъ что гораздо легче спорить въ кругу товарищес­
комъ, нежели разсуждать о предметѣ такъ, какъ разсужда­
ютъ философы. Сядемъ н а каменномъ валу, охраняющемъ
купальни и вдающемся в ъ море, здѣсь можемъ и отдохнуть
отъ пути и свободнѣе вести споръ,—Мы сѣли, какъ было
сказано; мнѣ предложили занять мѣсто между Октавіемъ и
Цециліемъ не ради уваженія или порядка или почета, ибо
дружба всегда принимаетъ и почитаетъ всѣхъ наравнѣ, но
чтобы я какъ посредникъ былъ близко къ тому и другому,
удобно слышалъ слова и раздѣлялъ спорящихъ. Тогда Це­
цилій началъ говорить такимъ образомъ.
V.
Хотя, братъ Маркъ, у тебя не остается никакого
сомнѣнія относительно предмета, о которомъ мы споримъ,
такъ какъ ты тщательно изслѣдовалъ тотъ и другой родъ
жизни и, осудивъ одинъ, одобрилъ другой; но тепер ь ты
долженъ вѣрно держать вѣсы правосудія и не склоняться
по пристрастію на одну сторону, чтобы твое рѣшеніе не
было дѣломъ твоихъ личныхъ чувствъ, а было основано на
доводахъ спорящихъ. Итакъ, если ты будешь присутство­
вать при нашемъ спорѣ какъ будто человѣкъ совершенно
новый и чуждый той и другой сторонѣ, то л егко будетъ
доказать, что здѣсь, въ дѣлахъ человѣческихъ все сомни­
тельно, неизвѣстно, невѣрно и только болѣе вѣроятно, не­
жели истинно. Не удивительно, что нѣкоторые, не желая
228
«ОКТАВІЙ» МАРКАМИНУЦІЯ ФЕЛИКСА.________ __ _____