Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
и грубому классу народа, говоритъ, что предметы их ъ бого­
почтенія отвратительны, обряды безчеловѣчны и безнрав­
ственны, ученіе ихъ о Богѣ единомъ, о кончинѣ міра и о
воскресеніи тѣлъ нелѣпо, и наконецъ, самая жизнь ихъ,
чуждая удовольствій язычества, исполненная бѣдствій и го­
неній, обличаетъ тщету ихъ вѣрованій и надеждъ. З а рѣчью
Цецилія, послѣ кр аткихъ замѣчаній Минуція о строгомъ вни­
маніи к ъ внутренней силѣ доводовъ (14— 15), идетъ рѣчь
Октавія въ защиту христіанства, гдѣ онъ обстоятельно опро­
вергаетъ обвиненія противъ него и показываетъ полную не­
состоятельность язычества (16—38). В ъ концѣ этой бесѣды
Цецилій съ радостію Объявилъ себя побѣжденнымъ ') не­
отразимою истиною и одушевленіемъ рѣчи Октавія и проситъ
его продолжить поучительныя собесѣдованія въ слѣдующій
день. Друзья въ общей радости возвратились домой (39—40).
Были ли изложены дальнѣйшіе разговоры друзей о ре­
ли гіи —не извѣстно. Іеронимъ упоминаетъ объ извѣстномъ
въ его время подъ именемъ Минуція Феликса сочиненіи «о
судьбѣ или противъ астрологовъ», и Минуцій въ гл. 36 устами
Октавія «обѣщаетъ разсуждать въ другомъ мѣстѣ о судьбѣ
обстоятельнѣе», но это сочиненіе, которое, впрочемъ, Іеронимъ
не признавалъ подлиннымъ, не дошло до пасъ.
Сочиненіе М инуція Феликса заслуживаетъ особеннаго
вниманія не столько положительнымъ раскрытіемъ содержа­
нія и внутренней силы христіанской истины, сколько тѣмъ.
что въ послѣдовательномъ и живомъ изложеніи представляетъ
все, что говорили съ одной стороны образованные язычники
ІІ-го вѣка противъ христіанской вѣры и въ защиту языче­
ской религіи, а съ другой образованные между христіанами—
в ъ отпоръ обвиненіямъ и доводамъ язы чниковъ 2).
0 МИНУЦІЬ ФЕЛИКСУ) И ЕГО СОЧИНЕНІИ «ОКТАВІЙ».
225
J) Нѣкоторые думаютъ, что этотъ Цецилій по обращеніи въ христіанство
былъ карѳагенскимъ священникомъ и обратилъ къ вѣрѣ св. Кипріана. По крайней
мѣрѣ, Кипріанъ въ своемъ сочиненіи «о суетности идоловъ» сдѣлалъ значительныя
выписки отъ 20—28 гл. Октавія.
*) Сочиненіе M. Феликса долгое время хранилось между рукописями Ватикан­
ской библіотеки, доколѣ папа Левъ X. не подарилъ ее «ранц. королю Франц. I, и
оно поступило въ Парижскую библіотеку. По этому кодексу оно было въ первый
разъ издано въ Римѣ въ 1543 г.. по ошибкѣ чтенія, какъ восьмая (octavus lib.)
книга сочиненія Арновія противъ язычниковъ. Балдуинъ исправилъ эту ошибку въ
своемъ изданіи 1560 г. Въ изданіи Патрологіи Миня оно помѣщено въ 3 томѣ лат*
писателей.
СОЧИНЕНІИ древнихъ христ. апологетовъ .
15