Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
многосторонней учености и ревности къ христіанской вѣрѣ,
въ которую перешилъ уже въ зрѣлыхъ лѣтахъ изъ языче­
ства, свидѣтельствуетъ сохранившееся до насъ его сочиненіе
«Октавій». Это сочиненіе написано въ формѣ Цицер оно в-
скихъ разговоровъ и представляетъ собой воспроизведеніе
бесѣды объ язычествѣ и христіанствѣ, происходившей между
друзьями Минуція— Цециліемъ язычникомъ и Октавіемъ х р и­
стіаниномъ, по имени котораго названъ и самый разговоръ.
Въ началѣ сочиненія (гл. 1—4) Минуцій Феликсъ раз­
сказываетъ объ обстоятельствѣ, послужившемъ поводомъ къ
разговору. Однажды, по прибытіи Октавія изъ провинціи въ
Римъ, Минуцій отправился съ нимъ для прогулки въ Остію,
ближайшій к ъ Риму приморскій городокъ; ихъ сопровождалъ
и Цецилій. Н а пути Октавій съ удивленіемъ замѣтилъ, что
Цецилій по языческому обыкновенію сдѣлалъ привѣтствіе
статуѣ Сераписа, мимо которой они проходили, и упрекнулъ
Минуція в ъ небреженіи объ обращеніи столъ близкаго друга
отъ языческаго заблужденія къ истинной вѣрѣ. Оскорблен­
ный замѣчаніемъ Октавія, Цецилій, молча и въ печальномъ
расположеніи духа, продолжалъ путь съ своими друзьями,
но потомъ съ спокойною увѣренностію предложилъ Октавію
основательно изслѣдовать во взаимной бесѣдѣ религіозный
вопросъ, раздѣлявшій христіанъ и язычниковъ. Вызовъ былъ
принятъ: спорящіе для большаго удобства сѣли и предло­
жили Минуцію Феликсу быть посредникомъ и судіею в ъ
спорѣ. Содержаніе послѣдовавшей бесѣды Минуцій и изло­
жилъ въ своемъ сочиненіи.
Рѣчь началъ Цецилій. Отправляясь отъ скептическаго
положенія, что человѣческое познаніе не достовѣрно, онъ
сперва порицаетъ притязаніе христіанъ—людей по большей
части необразованныхъ — брать на себя рѣшеніе высшихъ
вопросовъ человѣческаго духа о Богѣ, о провидѣніи, о про­
исхожденіи и существованіи міра 5). В ъ виду же религіоз­
ной потребности человѣка онъ требуетъ держаться религіи,
завѣщанной предками, — к а къ древней, ознаменованной раз­
личными благодѣяніями боговъ, за приверженность къ кото­
рымъ Римъ получилъ всемірное владычество; и затѣмъ пр ед­
ставляетъ цѣлый рядъ доводовъ противъ христіанства (6—13).
Онъ обвиняетъ исповѣдниковъ христіанской религіи въ томъ,
что они принадлежатъ къ самому низшему, невѣжественному
224
0 ЫИНУЦІѢ ФЕЛИКСЪ И ЕГО СОЧИНЕНІИ «ОКТАВІЙ».