Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
вости съ подданными, а подданные не поступаютъ неправед­
но въ отношеніи къ царю и другъ къ другу, тогда очевид­
ное дѣло, воя стран а наслаждается миромъ. И тамъ совер­
шается много добра, потому что между ними всѣми славится
имя Божіе. И какое добро предпочтительнѣе того, если царь
освобождаетъ подвластный ему народъ отъ заблужденія и
этимъ добрымъ дѣломъ благо угождаетъ Богу? Ибо изъ за­
блужденія проистекаютъ всякія бѣдствія. Главнѣйшее же
заблужденіе то, когда человѣкъ не знаетъ Бога, и вмѣсто
Бога, почитаетъ нѣчто такое, чтэ не есть Богъ. Но есть
люди, которые говорятъ: «въ честь Б о г а мы дѣлаемъ идо­
ла», и почитаютъ именно образа Бог а сокровеннаго;—они
не знаютъ, что Богъ на всякомъ мѣстѣ, что Онъ никогда не
находится въ отсутствіи, и ничего не дѣлается, чего бы Онъ
не вѣдалъ. А ты, жалкій человѣкь, которому Богъ присут­
ствуетъ в ъ тебѣ, внѣ тебя и надь тобою, идешь и поку­
паешь себѣ изъ дома художника дерево, которое обрѣзано и
обработано въ поруганіе Бо га; пригасишь жертву атому исту­
кану, и не знаешь, что тебя видикъ око Всевидящее, и что
тебя осуждаетъ Слово истины, и говоритъ тебѣ: какъ неви­
димый Б огъ можетъ быть вырѣзанъ? а ты дѣлаеш ь собственное
свое подобіе, и покланяешься ему. Іакъ какъ дерево обрѣзано,
ты и не замѣчаешь, что это—дерево, или что это камень, и
что золото цѣнится по вѣсу» И зачімъ ты взвѣшиваешь его?
Значитъ, ты любишь золото, а не Бога; и не стыдишься,
если оно убыло, требовать отъ х гдожника того, что онъ
укралъ;—имѣешь глаза, но не видшіь; имѣешь сердце, но
не разумѣешь. Зачѣмъ ты валявшей на землѣ, и молишь­
ся вещамъ, которыя безчувственны! Страшись Того, Кто ко­
леблетъ землю, покрываетъ небо, воцымаетъ море, переста­
вляетъ горы, Кто все можетъ уподобіть огню, все истребить.
И если ты не можешь оправдаться, го не прибавляй еще къ
своимъ грѣхамъ, и если ты не можеіь познать Бога, то, по
крайней мѣрѣ, вѣруй, что Онъ есть.
Опятъ есть люди, которые говортъ: «мы почитаемъ то,
что намъ завѣщали отцы». Почему зв стараются сдѣлаться
богатыми тѣ. которымъ отцы оставили бѣдность; и тѣ, кото­
рыхъ не научили отцы, стараются лучиться и узнать то,
чего не знали ихъ отцы? И почему зыновья слѣпыхъ ви­
дятъ, а хромыхъ ходятъ? Н е хорошодля человѣка, если онъ
_
_
_
_
_
_
_
_
Р ѢЧ Ь ΜΕЛИТОНА ФИЛОСОФА
219