Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
тобою всѣ вещи, и открылъ тебѣ, что, если ты послѣдуешь
злу, то будешь осужденъ чрезъ самыя злыя дѣла, а если по­
слѣдуешь добру, то получишь отъ Него многія блага вмѣстѣ
съ вѣчною жизнію безсмертныхъ.
Итакъ, ничто не препятствуетъ тебѣ, какъ свободному,
перемѣнить твой худой образъ жизни, искать и обрѣсти Того,
Кто есть Господь всего, и служить Ему всѣмъ сердцемъ
твоимъ; ибо Онъ независтно сообщаетъ познаніе о Себѣ тѣмъ,
которые ищутъ познать Его.
Прежде всего позаботься не обольщать самого себя.
Ибо если ты называешь богомъ то, что не есть богъ, то
ты самъ обольщаешь себя и грѣшишь предъ Богомъ истины.
Несмысленный! Ужели то —Богъ, чтб покупается? Ужели то
Богъ, что нуждается потребности? Ужели то — Богъ, что
должно быть стрегомо? Какъ же ты, покупаешь его, какъ
раба, и почитаешь какъ господа? Какъ же ты просишь у
него подаянія, какъ у Бо га, и самъ подаешь ему, какъ ни­
щему? К акъ надѣешься н а него, что онъ дастъ тебѣ побѣду
на войнѣ? Бѣдъ, если враги одолѣютъ тебя, то они и его
низвергнутъ.
Можетъ быть, какой-нибудь царь скажетъ: «я не могу
дѣлать то, что считаю справедливымъ, потому что я —царь,
и долженъ исполнять волю большинства». Кто говоритъ та­
кимъ образомъ, то по истинѣ заслуживаетъ смѣха. Ибо по­
чему царь долженъ быть вождемъ на пути ко всему добро­
му, и убѣждать подвластный ему народъ—ходить въ чисто­
тѣ и познать Бога во истинѣ? Отчего ему являть въ себѣ
примѣръ всякаго добраго дѣла для своихъ подданныхъ, ког­
да это такъ прилично ему? А это самое гнусное дѣло, если
царь самъ поступая дурно, судитъ и осуждаетъ людей пре­
ступныхъ. Но я полагаю, что царство тогда только можетъ
управляться мирно, когда царь знаетъ Бога истины, и боится
неправедно поступить съ своими подданными, и когда о нъ
во всемъ поступаетъ справедливо, какъ человѣкъ, понимаю­
щій, что предстоитъ отдать отчетъ предъ Богомъ; когда и
подданные боятся предъ Богомъ поступать неправедно въ
отношеніи къ своему царю, и также боятся поступать не­
праведно другъ съ другомъ. Чрезъ это познаніе Бога и чрезъ
этотъ страхъ предъ Нимъ, можетъ быть, удалено изъ цар­
ства всякое зло. Ибо когда царь не дѣлаетъ несправедли-
218
РТ?ЧЬ МЕЛИТОНА ФИЛОСОФА.