Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
называютъ Его Отцомъ и Богомъ истины. Посему если че­
ловѣкъ оставляя свѣтъ говоритъ, что есть иной Богъ, то
смыслъ его словъ тотъ, что онъ одну изъ тварей называетъ
богомъ. Ибо если человѣкъ огонь называетъ богомъ, то это
не богъ, потому что огонь, и если онъ называетъ воду бо­
гомъ, то это —не богъ, потому что вода; и есл и эту землю,
по которой мы ходимъ, это небо, которое мы видимъ, если
солнце, луну, или одну изъ этихъ звѣздъ, которыя не оста­
навливаясь совершаютъ предписанное имъ теченіе и движутся
не по собственной волѣ, и если золото или серебро чело­
вѣкъ называетъ богомъ, то все это не вещи ли, которыми
мы пользуемся, какъ хотимъ? И если это дерево, которое мы
сожигаемъ, и если эти камни, (которые мы сокрушаемъ) (кто -
нибудь называетъ богомъ), то могутъ ли они быть богами,
когда они служатъ для употребленія людямъ? Не тяжко ли
же согрѣшаютъ тѣ, которые въ словахъ своихъ смѣшиваютъ
великаго Бога съ этими вещами, которыя существуютъ толь­
ко по Его повелѣнію? Однакожъ, я- говорю, что когда чело­
вѣкъ не слышитъ, и не различаетъ и не знаетъ, что Гос­
подь—превыше всѣхъ этихъ тварей, онъ, можетъ быть, не
заслуживаетъ осужденія, потону что никто не осуждаетъ слѣ­
пого, если онъ идетъ непрямо. Такимъ же образомъ, люди,
ища Бога, натыкались на камни и дерево, а богатые между
ними натыкались на золото и серебро, и чрезъ это отдаля­
лись отъ того, чего искали. Но теперь, когда по всей зем­
лѣ слишится голосъ возвѣщающій, что Богъ истинный, и
каждому человѣку дано око, чтобы видѣть, теперь не имѣютъ
извиненія тѣ, которые и хотѣли бы, но стыдятся изъ-за того,
что многіе раздѣляютъ и х ъ заблужденія, обратиться на пра­
вы й путь. Ибо кто стыдится жить, того необходимость заста­
вляетъ умереть. Посему я совѣтую имъ открыть глаза с б о и —
и видѣть. Свѣтъ данъ для всѣхъ насъ безъ зависти, чтобы
мы чрезъ него видѣли. Если же и по возшествіи свѣта, че­
ловѣкъ замыкаетъ глаза с б о и , чтобы не видѣть, то его путь
ведетъ къ погибели. Ибо зачѣмъ человѣку стыдиться тѣхъ,
которые съ нимъ заблуждаются? Скорѣе—онъ долженъ убѣ­
ждать другихъ, чтобы послѣдовали ему; и если он и не убѣ­
дятся, пусть спасаетъ душу свою отъ среды ихъ. Есть люди,
которые не могутъ возвыситься надъ землею, своею матерью
и потому дѣлаютъ себѣ и боговъ и зъ земли, своей матери;
212
РѢЧЬ МЕЛИТОНА ФИЛОСОФА._ _ _ _
__