Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
литона. Нельзя считать его за ту апологію, о которой упо­
минаетъ Евсевій или за отрывокъ изъ нея, какъ полагалъ
Ренанъ (Specil. Solesm .), потому что новооткрытая апологія на­
чинается и оканчивается такъ, что не заставляетъ предпо­
лагать чего-либо предшествующаго и ли послѣдующаго, а вмѣ­
стѣ съ симъ не заключаетъ въ. себѣ приводимыхъ Евсевіемъ
словъ изъ Мелитоновой апологіи и не представляетъ проме­
жутка. въ которомъ они могли бы быть помѣщены. Куртокъ
на основаніи Хроники Пасхальной, которая въ двухъ мѣс­
тахъ -подъ 164— 165 годомъ и еще подъ 169 г. упоминаетъ
объ апологіи Мелитона к ъ импер. Антонину, полагаетъ, что
Мелитонъ въ промежутокъ пяти лѣтъ написалъ двѣ аполо­
гіи къ атому императору, объ одной изъ которыхъ зналъ и
упомянулъ Евсевій, а другая сохранилась въ сирскомъ ма­
нускриптѣ: въ послѣдней встрѣчаются слова, нѣсколько со­
отвѣтствующія вышеприведенному мѣсту изъ Пасхальной
Хроники. Но Хроника Пасхальная, какъ не довольно обра­
ботанный сборникъ изъ разныхъ писателей, можетъ быть, въ
разныхъ мѣстахъ говорила объ одной и той-же апологіи. При­
тонъ рѣзкость нѣкоторыхъ выраженій J) въсирской апологіи не
дозволяетъ допустить, чтобы Мелитонъ написалъ ее для пред­
ставленія или, какъ говорится въ надписи сирскаго ману­
скрипта, для произнесенія предъ императоромъ съ такимъ ха­
рактеромъ, какъ Маркъ Аврелій. Посему держась строго
Евсевія и не отвергая авторитета такого памятника, какъ
сирскій манускриптъ Y II вѣка, мы полагаемъ, что Мелитонъ
подалъ одну апологію импер. Антонину Марку съ цѣлію ис­
просить снисхожденіе къ гонимымъ послѣдователямъ Христа,
и допущенный къ особѣ императора имѣлъ словесное объ­
ясненіе съ нимъ о сущности христіанской вѣры и ея отли­
чіи отъ языческихъ вѣрованій и богопочтенія. То, что было
сказано въ устной бесѣдѣ, Мелитонъ изложилъ письменно
въ болѣе свободной и рѣзкой формѣ, не имѣя въ виду пред­
ставлять свое сочиненіе императору. Впрочемъ, признавая
еирскую апологію произведеніемъ Мелитона, мы не должны
забывать особенность сирскихъ переводовъ: въ нихъ, к акъ
видно изъ текста посланій Игнатія Богоносца и Евсевіева
210
О МЕЛИТОНЪ САРДІЙСКОМЪ И ЕГО СОЧИНЕНІЯХЪ.
'
Таковы, наіір., въ началъ указаніе на доходы въ пользу цезаря отъ боговъ,
ва неязвинитедьвость раздѣлять заблужденіе вмѣстѣ со многими, и друг.