Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
ТАТІАНА. РМ Ь ПРОТИВЪ ЭЛЛИНОВЪ.
21
сдѣлались рабами, продали себя чрезъ грѣхъ. Богомъ ничего
худого не сотворено,— мы сами произвели зло; а кто произ­
велъ его, можетъ снова отвергнутъ его.
12.
Мы знаемъ два вида духовъ, изъ которыхъ одинъ
называется душою, а другой выше души и есть образъ и
подобіе Божіе. Тогъ и другой духъ находился въ первыхъ
человѣкахъ, такъ что они съ одной стороны состояли изъ
вещества, съ другой были выше его. Дѣло б о т ъ в ъ
чемъ.
Ясно, что устройство міра и все твореніе произошло изъ
вещества, самое же вещество сотворено Богомъ; вещество
было грубо и не образовано прежде, чѣмъ раздѣлились эле­
менты, а по раздѣленіи ихъ сдѣлалось украшеннымъ и бла­
гоустроеннымъ. Итакъ, небо и звѣзды на немъ состоятъ изъ
вещества, и земля со всѣми предметами, находящимися на
ней, имѣетъ такой же составъ, такъ что все имѣетъ одина­
ковое происхожденіе. Несмотря на то есть нѣкоторое раз­
личіе между вещественными тварями: одна прекраснѣе дру­
гой, а другая прекрасна сама по себѣ, но уступаетъ ей, какъ
болѣе прекрасной. Такъ, строеніе тѣла представляетъ одинъ
составъ и имѣетъ одну и ту же причину своего происхожде­
нія; несмотря на то есть между частями его различіе по до­
стоинству: иное— глаза, иное—уши, иное украшеніе волося­
ное, составъ внутренностей, мозговъ, костей и нервовъ; но
при такомъ различіи частей тѣла въ общемъ составѣ его на­
ходится величайш ая гармонія. Подобнымъ образомъ и міръ,
заключающій въ себѣ болѣе или менѣе прекрасныя произ­
веденія могущества Творца, по волѣ Его получилъ веществен­
ный духъ '). В ъ этомъ можетъ ясно убѣдиться тогъ, кто не
отвергаетъ съ гордостію Божественныхъ откровеній, въ раз­
ны я времена изложенныхъ письменно, которыя дѣлаютъ чи­
тающихъ ихъ любезными Богу. Итакъ, демоны— такъ вы ихъ
называете—которые составлены изъ вещества и получили
отъ него духъ, сдѣлались невоздержными и безнравственными;
одни изъ нихъ обратились къ болѣе чистому веществу, а дру­
гіе избрали болѣе низкое и по подобію его расположили жизнь
свою. Имъ-то вы, эллины, покланяетесь,— существамъ кото­
рыя произошли изъ матеріи и уклонились отъ надлежащаго
порядка. Они въ своемъ безуміи увлеклись гордостію и воз-
■) Или жизненный духъ, который находится въ разной: степени во всѣхъ
тваряхъ, но который ве то, что Духъ Божій; си. выше гл. 4 .