Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
благочестивые предки, много разъ письменно порицая тѣхъ,
которые относительно христіанъ осмѣливались затѣвать что-
либо новое. Изъ нихъ дѣдъ твой Адріанъ писалъ какъ дру­
гимъ, такъ и проконсулу Азіи Фундану ’); а твой отецъ,
когда уже и ты раздѣлялъ съ нимъ правленіе, писалъ раз­
личнымъ городамъ, и между прочимъ лариссянамъ, солуня-
намъ, аѳинянамъ и всѣмъ эллинамъ, чтобы относительно
насъ они не предпринимали ничего новаго. Ч то же касается
до тебя, то мы еще болѣе убѣждены, что, питая одинаковыя
съ ними или даже болѣе человѣколюбивыя и разумныя мы­
сли о христіанахъ, ты сдѣлаешь все, о чемъ мы тебя просимъ».
Таковы данныя, доставляемыя намъ Евсевіемъ, относи­
тельно Мелитона и его твореній. Кронѣ того, въ хроникѣ
пасхальной сохранился слѣдующій отрывокъ изъ апологіи
Мелитона: «Мы не служимъ камнямъ безчувственнымъ, но
поклоняемся единому Богу, который прежде всего и выше
всего, и Христу истинному Богу, слову предвѣчному». Ана­
стасій Синаитъ (въ V II в.) приводитъ два отрывка—одинъ
изъ книгъ Мелитона о воплощеніи Христа, в ъ которомъ
ясно говорится объ истинномъ человѣчествѣ и истинномъ
Божествѣ Спасителя, другой изъ слова на «страданіе» Хри­
ста, состоящій въ слѣдующемъ изрѣченіи: «Богъ пострадалъ
отъ руки Израиля» (Hodeg. с. 12, 13). Въ «катенахъ» или
сборникахъ изъ св. отцовъ находимъ четыре небольшихъ
отрывка изъ необозначеннаго сочиненія Мелитона, въ кото­
рыхъ представляется принесеніе Исаака въ жертву Авраа­
момъ какъ прообразъ крестной смерти Христовой. Воѣ эти
отрывки изъ сочиненій, неизвѣстныхъ Евсевію, не пред­
ставляютъ достаточныхъ ручательствъ происхожденія ихъ
отъ Мелитона, Тоже должно сказать и о латинскомъ пере­
водѣ упоминаемаго у Евсевія «ключа», недавно изданномъ
по нѣсколькимъ рукописямъ бенедиктинцемъ П и тр а (Specil
Solesm), который представляетъ объяснительный словарь фи­
гуральныхъ выраженій, встрѣчающихся въ библіи: въ немъ
встрѣчаются объясненія, указывающія на латинское происхо­
жденіе этого «ключа» 2).
^
Ш ЕГО СОЧИНЕНІЯХЪ.
') См. у Евеѳвія Церк. Яст. іѵ, 8; тамъ же въ изданіяхъ 1-S апол. Іустина
въ концѣ.
2)
Воѣ эти отрывки и часть «ключа» помѣщены у Раута (Reliqu. Sacrae) и.
въ патрологіи Миня, т. ѵ, греч. сер.