Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
іденіе, первое—дѣятельное, второе страдательное, то—сое­
диняетъ, а это раздѣляетъ. Но, довольно уже для меня: мнѣ
вскружили голову столько разныхъ началъ. Но б о т ъ
еще
Епикуръ приглашаетъ меня не пренебрегать его прекрасна­
го ученія объ атомахъ и пустотѣ, гакъ какъ все происхо­
ди ть и уничтожается отъ многоразличнаго и многообразнаго
соединенія ихъ.
7. Н е противорѣчу тебѣ, прекраснѣйшій Эпикуръ. Но
надъ твоимъ ученіемъ смѣется Клеанѳъ, поднимая голову
изъ колодезя. Я почерпаю изъ него истиныя начала всѣхъ
вещей,—Бога и матерію, и утверждаю, что земля превра­
щается въ воду, а вода въ воздухъ, что воздухъ поднимает­
ся вверхъ, а огонь находится въ окружности земли, что по
всему міру распростерта душа, часть коей одушевляетъ и
насъ. Несмотря на многочисленность этихъ философовъ,
другая толпа ихъ прибываетъ ко мнѣ изъ Ливіи: Карнеадъ
и Клитомахъ и всѣ ихъ послѣдователи; напирая ученія
всѣхъ прочихъ философовъ, они сами утверждаютъ, что при­
рода вещей непостижима, и что къ истинѣ всегда примѣши­
вается нѣкоторая ложъ. Что же мнѣ дѣлать послѣ столъ
долгихъ утомительныхъ изслѣдованій? Какъ освободить умъ
мой отъ такого множества мнѣній? Если ничто не можетъ
быть постигнуто, то истина удалена отъ людей, а пресло­
вутая философія болѣе гоняется за тѣнью, нежели обладаетъ
знаніемъ вещей.
8. Но б о т ъ другіе философы древняго поколѣнія,—Пи­
ѳагоръ и единоплеменники его, важные и молчаливые, пер е­
даютъ мнѣ, какъ нѣкоторыя таинства, иныя ученія, вмѣстѣ
съ главнымъ и таинственнымъ и х ъ доказательствомъ: «самъ
сказалъ». Начало всѣхъ вещей есть единица; изъ ея разно­
образныхъ формъ и чиселъ происходятъ стихіи; число же,
форма и мѣра стихій таковы: огонь составляется изъ двад­
цати четырехъ прямоугольныхъ треугольниковъ, и заклю­
чается въ четырехъ равныхъ сторонахъ, изъ коихъ каждая
состоитъ изъ шести прямоугольныхъ треугольниковъ, такъ что
онъ уподобляется пирамидѣ; воздухъ составл яется изъ сорока
восьми прямыхъ треугольниковъ, и заключается въ восьми
равныхъ сторонахъ; его сравниваютъ съ осьмигранною фи­
гурой, которая содержитъ восемь равностороннихъ треуголь­
никовъ, изъ коихъ каждый раздѣляется на шесть прямыхъ
200
ЕРМІЯ ФИЛОСОФА ОСМѢЯНІЕ ЯЗЫЧЕСКИХЪ ФИЛОСОФОВЪ.
_________