Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
философовъ? Но соотечественникъ его Анаксимандръ го­
воритъ, что прежде воды существуетъ вѣчное движ ете, и
чрезъ него— одно возникаетъ, а другое разрушается. Итакъ,
надобно повѣрить Анаксимандру.
5. Съ другой стороны, не пользуется ли славою Архе­
лай, который выдаетъ за начало всего теплоту и холодъ? Но
съ нимъ не согласенъ великорѣчивый Платонъ, утверждая,
что начала всѣхъ вещей суть Богъ, матеріи и идея. Теперь
я вполнѣ убѣжденъ. Ибо могу ли не думать согласно съ фи­
лософомъ, который сочинилъ колесницу для Юпитера? Но
позади стоитъ ученикъ его Аристотель, завидующій учителю
своему за созданіе колесницы. Этотъ указываетъ иныя на­
чала: одно дѣятельное, а другое страдательное; по его мнѣ­
нію, начало дѣятельное, не подлежащее дѣйствію другихъ
вещей, есть эѳ иръ, а начало страдательное имѣетъ четыре
качества: сухость, влажность, теплота и холодъ, и отъ взаим­
наго превращенія ихъ происходитъ возникновеніе и уничто­
женіе вещей. Я утомился уже, волнуемый мыслями тѵда и
сюда. Остановлюсь на мнѣніи Аристотеля, и уже никакое
другое ученіе не потревожитъ меня.
6. Но что дѣлать мнѣ? Н а мою душу нападаютъ стари­
ки, древнѣйшіе упомянутыхъ философовъ: Ферекидъ, кото­
рый утверждаетъ, что начала всѣхъ вещей—Зевсъ, Хѳонія
и Кроносъ,— Зевсъ —эѳиръ, Хѳонія— земля, Кроносъ - время;
что эѳиръ начало дѣятельное, земля—страдательное, а вре­
мя— то, въ чемъ происходитъ все. Но и эти старики спо­
рятъ между собою. Л е в и т ъ почитаетъ все это глупостію, и
утверждаетъ, что начала всѣхъ вещей безпредѣльны, вѣчно
движимы и чрезвычайно малы, и что тончайшія изъ нихъ
поднявшись вверхъ, образуютъ огонь и воздухъ, а твердыя
спустившись вн изъ, составляютъ воду и землю. Доколѣ же
буду принимать такія у ченія и ничему истинному не на­
учаться? Р азв ѣ освободитъ меня отъ заблужденія Демокритъ,
открывающій, что начало всѣхъ вещей есть сущее и не су­
щее, что сущее есть полнота, а не сущее—пустота, и что
полнота производитъ все в ъ пустотѣ посредствомъ и ли пре­
вращенія, или фигуры. Пожалуй, я готовъ согласиться съ
добрымъ Демокритомъ и вмѣстѣ съ нимъ смѣяться; но меня
отвлекаетъ плачущій Гер акли тъ, утверждая: начало всего,
есть огонь, который имѣетъ два состоянія: разрѣшеніе и сгу-
ЕРМІЯ ФИЛОСОФА ОСМѢЯНІЕ ЯЗЫЧЕСКИХЪ ФИЛОСОФОВЪ.
199