Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
противорѣчитъ ли послѣ себѣ самому, говоря, что души
нѣкоторыхъ переселяются въ другихъ людей, иные же въ
безсловесныхъ животныхъ? Не представится ли умнымъ лю­
дямъ его ученіе ужаснымъ и беззаконнымъ,— что тотъ, кто
былъ человѣкомъ, будетъ потомъ волкомъ, или собакой, или
осломъ, или другимъ какимъ-либо безсловеснымъ животнымъ?
Подобный сему вздоръ говоритъ и Пиѳагоръ, отвергающій,
кромѣ того, и Промыслъ. Кому же изъ нихъ будемъ вѣ­
рить, — Филимону л и комику, который говоритъ: «почитающіе
Бога имѣютъ великія надежды на спасеніе» ‘), или выше
упомянутымъ: Эвемеру, Эпикуру, Пиѳ аго ру и прочимъ, от­
рицающимъ богопочтеніе и Промыслъ? О Бо г ѣ и о Промыс­
лѣ сказалъ Аристонъ:
„Надѣйся, Богъ обыкновенно помогаетъ всѣмъ достойнымъ, и имъ наіг-
болѣе. Если не предстоять никакой награды живущимъ какъ должно, то какая
по льза въ бла гочес тіи *)?
Положимъ такъ; но я довольно часто вижу, что тѣ, которые хотятъ жить
благочестиво, терпятъ несчастія, тѣ ж е, которые ничего дурного не наблюдаютъ
кронѣ своей только пользы, находятся въ почетнѣйшемъ, чѣиъ мы, состояніи 31.
Да, въ настоящей жизни,—ио должно смотрѣть далыпе и ожидать конца
всѣхъ. И бо не случай управляетъ всѣмъ, какъ нѣкоторые думаютъ нечестиво и
безполезно для жизни: такую мысль поддерживаютъ худые люди въ огражденіе
своей развратной жизни. Но есть награда живущимъ благочестиво п достойное
наказаніе беззаконнымъ. Ибо ничего не бываетъ безъ Промысла114).
Что касается мнѣній другихъ и почти большой части
о Богѣ и Промыслѣ, то легко видѣть, какъ согласно другъ
съ другомъ они говорили: одни совершенно отвергли бытіе
Бога и Промысла, другіе же признавали Бога и утвержда­
ли, что все у правляется Промысломъ. Поэтому, разумному
читателю или слушателю должно обращать большое внима­
ніе на то, что говоритъ каждый изъ нихъ,— какъ сказалъ
Симилъ:
«Поэты обыкновенно—хороши лп они пли худы, говорятъ одинаково; но
намъ должно судить» 5).
Итакъ, должно тому, который критически изслѣдуетъ
мнѣнія философовъ и поэтовъ, тщательно внимать и отсу­
живать то, что ими говорится. Также говоритъ Филимонъ:
*) Эти стихи приводитъ Еппфаній въ Ancorat. с. 106·
2) Затонъ начинаетъ другое лице, оспаривающее Промыслъ Божій.
Огсюда начинаетъ отвѣтъ опятъ первое лицо, защищающее промыслъ.
4) См. у Мейнекія Fragmenta comic graec.
ІІо мнѣнію Мейнекія, Симилъ жилъ немного прежде Августова вѣка. и его
нѣскольно стиховъ о Тарпе® сохранилъ ІІлугархъ въ жизнеописаніи Ромула (с. 17).
^
^
^^ѲЕОФИЛА^^/Ь^А^ОЛИКУ.
____________
175