Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
они глубоко скорбѣли о нечестіи рода человѣческаго и об­
личали тѣхъ, которые мнили быть мудрыми, за ихъ заблу­
жденія и грубость сердца. Іеремія говоритъ: «всякій человѣкъ
одураченъ отъ ума своего, всякій художникъ посраыился
отъ изваяній своихъ, напрасно серебреникъ трудится надъ
серебромъ; нѣтъ въ нихъ духа и въ день посѣщенія своего
они погибнутъ» *). То же самое говоритъ Давидъ: «развра­
тились и омерзѣли въ начинаніяхъ своихъ; нѣтъ дѣлающаго
добро, нѣтъ ни единаго; воѣ уклонились, всѣ сдѣлались не­
годны» 2). Подобнымъ образомъ и Аввакумъ: «что пользы
человѣку въ изваяніи, что изваялъ онъ ложный вымыслъ?
Горе тому, кто говоритъ камню: возстань, и дереву: воз­
высься» 3). Подобнымъ образомъ говорили и прочіе пророки
истины. И къ чему мнѣ приводить множество пророковъ,
когда они, какъ не много ихъ, говорили о столъ многихъ
вещахъ единодушно и согласно между собою? Желающіе
могутъ обратиться къ их ъ писаніямъ и обстоятельно узнать
истину, не увлекаясь ложными мечтами и помышленіями.
Эти люди, о которыхъ я говорилъ выше, были пророки у
евреевъ,— люди неученые, пастухи, простецы.
86. И Сивилла, которая была пророчицею у эллиновъ
и прочихъ народовъ, упрекаетъ въ началѣ своего пророче­
ства человѣческій родъ, говоря:
„Люди смертные и плотскіе, ничтожные, зачѣмъ вы скоро надмѣваетесь,
не взирая на конецъ жизни? Вы не трепещете, не боитесь Бога, блюстителя ва-
шего, всевышняго вѣдца, всевидящаго свидѣтеля, всеуправляюіцаго Творца. К о­
торый вложилъ во все Сбой добрый духъ л сдѣлалъ его руководителемъ всѣхъ
смертныхъ? Единъ Богъ, Который одинъ управляетъ, величайшій, нерожденный,
вседержитель, невидимый, Самъ одинъ только видящій все, незримый никакою
смертною плотію. Ибо какая плоть можетъ видѣть глазами небеснаго, истиннаго,
безсмертнаго Б ога, Который живетъ на небѣ? Люди по природѣ смертные, со­
стоящіе изъ костей, жилъ и плоти, не могутъ смотрѣть прямо даже на лучи солн­
ца. Е го одного почитайте, Который управляетъ міромъ и одинъ существовалъ во
вѣкъ и отъ вѣка, самобытный, безначальный, все содержащій, дающій всѣмъ
смертнымъ судъ въ совѣсти. Но вы получите достойное в озмездіе за свое злое
изволеніе, за то, что вы оставили прославлять истиннаго и вѣчнаго Бога, и при­
носить Ему священныя жертвы, и совершали жертвоприношенія демонамъ, кото­
рые во адѣ. Вы ходите въ гордости и безуміи, и, оставивъ прямой и истинный
путь, уклонились и блуждаете среди шиповъ и терновниковъ. Смертные, пере­
станьте суетно блуждать во мракѣ и въ черной ночи: оставьте мракъ ночи и при­
мите свѣтъ. Ботъ Онъ для всѣхъ видали, съ Кѣмъ не заблудитесь. Идите, не
слѣдуйте всегда темнотѣ и мраку: вотъ радостный свѣтъ солнца чудно сіяетъ для
всѣхъ. Познавайте и положите эту мудрость въ сердцахъ вашихъ: единъ есть Богъ,
посылающій дожди, вѣтры, землетрясенія, молніи и глады, язвы и бѣдствія, снѣ­
га и льды. Еъ чему перечислять все порозньѴ Онъ управляетъ небомъ, владыче­
ствуетъ надъ землею и самобытно существуетъ11.
_
_
_
_
_
_
_
_
_
ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ.
167
])Іереи, х, 14; ы, 17.
2) Пеал. 13, 1--3 .
3) Аввак. п, 18.