Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
боднымъ и самовластнымъ. Итакъ, что человѣкъ навлекъ на
себя своимъ нерадѣніемъ и непослушаніемъ, то Богъ нынѣ
прощаетъ ему по Своему человѣколюбію и милосердію, если
человѣкъ Ему повинуется. К акъ непослушаніемъ человѣкъ
навлекъ на себя смерть, такъ повиновеніемъ волѣ Божіей
желающій можетъ доставить себѣ вѣчную жизнь. Ибо Богъ
далъ намъ законъ и святы я заповѣди, исполняя которыя
всякій можетъ спастись и, достигнувъ воскресенія, наслѣдо­
вать нетлѣніе
28.
Изгнанный изъ рая Адамъ позналъ жену свою Еву,
которую Богъ сотворилъ въ жену для него изъ ребра Его.
И это не потому, что Онъ не могъ произвесть отдѣльно
жену его, но Богъ предвидѣлъ, что люди введутъ множество
боговъ. Предвидя и зная, что заблужденіе дѣйствіемъ змѣя
введетъ множество боговъ несуществующихъ (ибо одинъ есть
Богъ, но уже съ того времени обманъ тщился посѣять мно­
жество боговъ и говорилъ: вы будете, какъ боги); итакъ.
чтобы не думали, что одинъ Богъ сотворилъ мужа, а другой
жену, Онъ не сотворилъ обоихъ отдѣльно. Но чтобы пока­
зать таинство единства Божія, Богъ вмѣстѣ сотворилъ жену
Адама, а также для того, чтобы большая была между ними
любовь. И Адамъ, сказавъ Евѣ: «это теперь кость отъ ко­
стей моихъ и плоть отъ плоти моей», при этомъ пророче­
ствовалъ, говоря: «посему оставитъ человѣкъ отца своего и
матерь и прилѣпится къ женѣ своей и будутъ два въ едину
плоть»,— что самое явно исполняется на насъ самихъ. Ибо
не всякій ли законно вступившій въ бракъ оставляетъ мать
и отца, всѣхъ родственниковъ и ближнихъ своихъ, прилѣ­
пляясь и привязываясь къ своей женѣ, п итая къ пей боль­
шее расположеніе? Посему многіе не рѣдко подвергаются
даже смерти за своихъ женъ. Такъ какъ эта Ева первая была
обольщена змѣемъ и сдѣлалась зачинщицею грѣха,— злой
демонъ, называемый также сатаною, нѣкогда говорившій съ
нею чрезъ змѣя, и теперь дѣйствующій въ увлеченныхъ имъ
людяхъ, назывался Иванъ г). Демонъ еще называется дра­
кономъ, (άττοοεδρακέναι) потому что убѣжал ъ о тъ Б о г а; в ъ н а ­
чалѣ же онъ былъ ангелъ. Объ немъ много можно говорить;
160
ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ^^^
__
Еванъ (Ε'^αν). Это—восклицаніе, употреблявшееся ьъ оргіяхъ Бакха. См.
0\id Metam, іѵ. 1δ.