Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
носятъ ему удары, но непослушаніе приноситъ наказаніе не­
послушному. Такъ и первозданнаго непослушаніе подвергло
изгнанію изъ рая; не потому, чтобы въ деревѣ познанія за­
ключалось что-либо злое, но за непослушаніе человѣкъ пре­
терпѣлъ трудъ, печаль, болѣзнь и, наконецъ, смерть.
26. Богъ оказалъ великое благодѣяніе человѣку, что не
оставилъ его вѣчно связаннымъ грѣхомъ, но, какъ бы осу­
дивъ въ ссылку, изгналъ его изъ рая, дабы онъ этимъ на­
казаніемъ очистилъ въ продолженіе извѣстнаго времени грѣхъ
и исправившись потомъ могъ быть возвращенъ. Посему по
созданіи человѣка въ семъ мірѣ, таинственно написано въ
книгѣ Бытія, что какъ бы дважды онъ былъ поставленъ въ
раю: въ первый разъ исполнилось это, когда онъ былъ тамъ
поставленъ, другой разъ имѣетъ совершиться послѣ воскре­
сенія и суда. И какъ сосудъ, когда послѣ сдѣланія его ока­
жется въ немъ какой-либо недостатокъ, переливается или
передѣлывается, чтобъ онъ сдѣлался новымъ и неповрежден­
нымъ, такъ бываетъ и съ человѣкомъ чрезъ смерть: ибо онъ,
нѣкоторымъ образомъ, разрушается, чтобы при воскресеніи
явиться здоровымъ, т. е. чистымъ, праведнымъ и безсмерт­
нымъ. А что Бо гъ звалъ и сказалъ: гдѣ Адамъ?—это сдѣ­
лалъ Онъ не потому, что не зналъ, но какъ долго-терпѣли-
вый давалъ ему случай къ раскаянію и исповѣданію.
27. Но кто-нибудь спросилъ насъ: смертнымъ ли по
природѣ сотворенъ человѣкъ? нѣтъ. Зн ачи тъ, — безсмертнымъ?
Не скажемъ и этого. Но скажетъ кто-нибудь: итакъ, онъ со­
творенъ ни тѣмъ, ни другимъ? и этого не скажемъ. Онъ
сотворенъ по природѣ ни смертнымъ и ни безсмертнымъ. Ибо
еслибы Богъ сотворилъ его вначалѣ безсмертнымъ, то сдѣ­
лалъ бы его Богомъ; если же наоборотъ сотворилъ бы его
смертнымъ, то Самъ оказался бы виновникомъ его смерти.
Итакъ, Онъ сотворилъ его ни смертнымъ и ни безсмертнымъ,
но, какъ сказали выше '), способнымъ къ тому и другому,
чтобы, если устремится онъ къ тому, что ведетъ къ безсмер­
тію. исполняя заповѣдь Божію, получилъ отъ Него въ награ­
ду за это безсмертіе, и сдѣлался бы Богомъ; если же укло­
нится къ дѣламъ смерти, не повинуясь Богу, самъ былъ бы
виновникомъ своей смерти. Ибо Б о г ъ создалъ человѣка сво-
_______
_________ѲЕОФИЛАКЪАВТОЛИКУ.
159
')Ом. гл. 24.