Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
_____
_TM
_ ^ Е0ФИЛА къ АВТ0ЛИК5Г·
153
чтобы изначала были: злыми или ядовитыми, ибо ничего
злого не было изначала сотворено Богомъ, но все было
прекрасно; грѣхъ же человѣка испортилъ ихъ, ибо съ пре­
ступленіемъ человѣка, и они преступили. Если владыка дома
хорошо ведетъ себя, то необходимо и слуги живутъ благо­
чинно, если же господинъ согрѣшитъ, то и слуги также бу­
дутъ грѣшить; такимъ же образомъ произошло и то, что съ
согрѣшеніемъ человѣка, который есть господинъ всего, и
служащія ему твари уклонились къ злу. Но когда человѣкъ
спять возвратится въ сообразное съ своею природой состоя­
ніе, тогда и тѣ животныя возстановятся въ первоначальный
образъ кротости.
18. Что касается сотворенія человѣка, то изобразить
его— выше способности человѣка, хотя и кратко сказаніе о
немъ священнаго Писанія. Словами: «сотворимъ человѣка
по образу и подобію Нашему» Богъ во-первыхъ, показываетъ
достоинство человѣка. Сотворивъ все словомъ, Онъ какъ бы
почиталъ это маловажнымъ, и только созданіе человѣка без­
смертнаго почитаетъ дѣломъ достойнымъ Своихъ рукъ. Да­
лѣе какъ бы нуждаясь въ помощи, Богъ говоритъ: «сотво­
римъ человѣка по образу и подобію». Ни кому другому
сказалъ Онъ: «сотворимъ», какъ Своему Слову и Своей
Премудрости. Сотворивъ человѣка и давъ благословеніе на
то, чтобъ онъ размножался и наполнялъ землю, Богъ все
покорилъ его власти и господству и опредѣлилъ ему пер­
воначально имѣть пищу отъ плодовъ земныхъ, сѣмянъ, травъ
и овощей, предписывая въ то же время и животнымъ имѣть
«дну пищу съ человѣкомъ, и питаться имъ отъ всѣхъ произ­
растеній земныхъ.
19. Совершивъ такимъ образомъ небо и землю, и море
и все, что въ нихъ, въ шестой день, Богъ «почилъ въ
седьмой день отъ всѣхъ дѣлъ. которыя сотворилъ». Затѣмъ
священное Писаніе все прежде сказанное заключаетъ такъ:
Это—книга превосхожденія неба и земли, когда они про­
изошли въ день, въ который Богъ сотворилъ небо и землю
и всякій злакъ полевой, прежде нежели онъ выросъ, и вся­
кую траву полевую, прежде нежели она прозябла, ибо Богъ
не посылалъ еще дождя на землю и человѣка еще не было
чтобы воздѣлывать землю» ') . Этими словами оно показы-
’)Быт.п.4—5.