Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
_
_
________
^ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ.
151
битѳлями истины и захотятъ избѣжать гнѣва и суда Божія.
И какъ есть иные острова--каменистые, безводные, безплод­
ные, полные дикихъ звѣрей и необитаемые, опасные для
плавающихъ и подвергающихся бурѣ, объ которые сокру­
шаются корабли и погибаютъ къ нимъ пристающіе, такъ
есть ученія ложныя: это ереси, погѵблающія, тѣхъ, которые
пристаютъ къ нимъ. йбо онѣ не руководствуются словомъ
истины, но какъ пираты, наполнивъ корабли '), нарочно уда­
ряются въ вышеназванны я мѣста, чтобы погубить ихъ, такъ
бъіваетъ и съ тѣми, которые уклоняются отъ истины,—они
гибнутъ отъ своего заблужденія.
15.
Въ четвертый день созданы свѣтила. Богъ въ Сво­
емъ предвѣдѣніи зналъ бредни суетныхъ философовъ, кото­
рые въ отверженіе Бога станутъ говорить, что произведенія
на землѣ раждаются отъ свѣтилъ; посему чтобъ явна была
истина, сотворены были растенія и сѣмена прежде свѣтилъ;
ибо позднѣйшее не можетъ произвести того, что ему пред­
шествуетъ. Это заключаетъ въ себѣ изображеніе великаго
таинства. Ибо солнце есть образъ Бога, а луна—человѣка.
И какъ солнце превосходитъ луну могуществомъ и славою,
такъ Богъ далеко превосходитъ человѣка; и какъ солнце
всегда бываетъ полно и не уменьшается, такъ Богъ всегда
пребываетъ совершенъ, полный всякаго могущества, разума,
мудрости, безсмертія и всякаго блага. Луна же образъ че­
ловѣка, каждый мѣсяцъ умаляется и какъ бы умираетъ, по­
томъ нарождается и увеличивается, представляя будущее
воскресеніе. Подобнымъ образомъ тѣ три дня, которые бы­
ли прежде созданія свѣтилъ, суть образы Троицы, Бо га и
Его Слова и Его Премудрости ') . А четвертый день— об­
разъ человѣка, нуждающагося въ свѣтѣ, такъ что суще­
ствуютъ Богъ, Слово, Премудрость, человѣкъ. Потому и со­
зданы свѣтила въ четвертый день. й расположеніе звѣздъ
представляетъ экономію и порядокъ праведныхъ, благочес­
тивыхъ и соблюдающихъ законъ и заповѣди Божій. Ибо
самыя свѣтлыя и блестящія звѣзды суть образы пророковъ;
почему онѣ и пребываютъ неподвижны и не переходятъ съ
мѣста на мѣсто. Другія звѣзды менѣе свѣтлыя суть образъ
’) Т. е. путешественниками, которые отправились на корабляхъ пиратовъ, не
подозрѣвая ничего худого. Шоран.
Олово Троица встрѣчается первый разъ изъ Отцовъ церкви—у св.
Ѳеофила.