Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
дило на пророковъ и чрезъ нихъ глаголало о твореніи міра
и о всемъ прочемъ. Ибо не было пророковъ при созданіи
міра, Ηί> Премудрость Бога, сущая въ Немъ, и святое Сло­
во Его, всегда соприсущее Ему. Посему Оно чрезъ пророка
Соломона такъ говоритъ: «когда готовилъ Онъ небо, была Я
съ Нимъ, и когда творилъ крѣпкія основанія земли, была
при Немъ устрояй» ■1). Моисей, жившій за много л ѣ тъ до
Соломона, или лучше—Слово Божіе чрезъ него, какъ чрезъ
орудіе, говоритъ: «Въ началѣ сотворилъ Б о г ъ небо и зем­
лю» 2). Сперва онъ упомянулъ о началѣ и сотвореніи, а по­
томъ наименовалъ Бога; ибо не слѣдуетъ напрасно и по-
пусту употреблять имя Божіе. Ибо Премудрость Бо жія пред­
видѣла, что нѣкоторые будутъ пустословить и введутъ мно­
жество боговъ несуществующихъ. Посему, чтобъ истинный
Богъ былъ разумѣемъ изъ дѣлъ Его, и видно было, что Богъ
Словомъ Своимъ сотворилъ небо и землю и то, что въ нихъ.
сказано: въ началѣ сотворилъ Богъ небо и землю». По­
томъ сказавъ о сотвореніи ихъ, онъ показываетъ намъ: «зем­
ля же была невидима и неѵстроена и тьма (была) надъ безд­
ною и духъ Божій носился надъ водою» 3). Этому прежде
всего научаетъ насъ божественное Писаніе; нѣкоторымъ обра­
зомъ показывая, что матерія, изъ которой Б о г ъ сотворилъ и
устроилъ міръ, получила начало и создана отъ Бога 4).
11.
Начало творенія есть свѣтъ, потому что свѣтъ дѣ­
лаетъ видимымъ то, что созидается. Поэтому говорится: «И
сказалъ Богъ: да будетъ свѣтъ, и сталъ свѣтъ; и видѣлъ
Богъ свѣтъ, что онъ хорошъ»,— разумѣется для человѣка. «И
отдѣлилъ свѣтъ отъ тьмы, и назвалъ Богъ свѣтъ днемъ, а
тьму назвалъ ночью. И былъ вечеръ и было утро, день пер­
вый. И сказалъ Богъ: да будетъ твердь посреди воды и да
отдѣляетъ она воду отъ воды. И стало такъ. И сотворилъ
Богъ твердь и отдѣлилъ воду, которая была подъ твердію,
отъ воды ладъ твердію. И назвалъ Богъ твердь небомъ, и
увидѣлъ Богъ, что она хороша, й былъ вечеръ и было утро,
день второй. И сказалъ Богъ: да соберется вода, которая
подъ небомъ, въ одно мѣсто, и да откроется суша. И стало
146
ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ.
^
·) Притч. ѵш, 27—29.
Быт. i, 1.
ηБыт.і,2.
*) Въ словахъ Бытія: небо и земля, (і, 1) св. Ѳеофилъ видитъ обозначеніе
вещества вообіцѳ, изъ котораго были послѣ созданы небо и земля. Ов. Васил. Вел·.
бес. на Шатодн. і, 2 и Ц.