Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
_____________________
ѲЕОФИЛА^ КЪ АВТОЛИКУ.
145
наго Бога, и эти ложные духи сами признаются, что они
демоны, которые нѣкогда дѣйствовали и въ тѣ хъ поэтахъ.
Впрочемъ, нѣкоторые изъ нихъ, пришедши въ здравое со­
стояніе души, говорили нѣчто согласное съ пророками, такъ
что это служитъ свидѣтельствомъ противъ нихъ самихъ и
противъ всѣхъ людей, напримѣръ, о единовластительствѣ
Вопіемъ, о будущемъ судѣ и о другихъ истинахъ.
9. Но были люди Божій, исполненные Святого Духа и
истинные пророки, Самимъ Богомъ вдохновенные и умудрен­
н ы е,— которые получили свыше вѣдѣніе, святость, и пра­
ведность. Они-то удостоились чести быть органами Божіими
и сосудами премудрости отъ Бога, по которой они и гово­
рили о сотвореніи міра и о всемъ прочемъ. Они предска­
зывали моровыя язвы, голодъ, войны, й не одинъ или два,
но многіе являлись въ различныя времена у евреевъ такъ же
какъ и Сивилла у эллиновъ: и всѣ они говорили согласно
другъ съ другомъ и о томъ, что было прежде нихъ. и о
томъ, что совершалось при нихъ, и о томъ, что нынѣ ис­
полняется предъ нашими глазами; поэтому-то мы увѣре­
ны и касательно будущаго, что оно также исполнится какъ
совершилось первое.
10. И прежде всего пророки согласно научили насъ,
что Богъ все сотворилъ изъ ничего. Ибо ничто не совѣчно
Богу, но будучи Самъ Себѣ мѣстомъ *), ни въ чемъ не ну­
ждаясь и существуя прежде вѣковъ, Онъ восхотѣлъ создать
человѣка, дабы имъ познаваемъ былъ, и дл я него-то преду­
готовилъ міръ. Тотъ, кто сотворенъ, имѣетъ нужду въ томъ
или другомъ, а Безначальный ни въ чемъ не нуждает­
ся. Итакъ, Богъ, имѣя Своѳ Слово въ собственныхъ нѣд­
рахъ 2) родилъ Его, проявивъ Его вмѣстѣ съ Своею Пре­
мудростію преясде всего. Слово сіе Онъ имѣлъ исполнителемъ
Своихъ твореній и чрезъ Него все сотворилъ. Оно назы­
вается началомъ, потому что начальствуетъ и владычествуетъ
надъ всѣмъ, что чрезъ Него создано. Оно будучи духомъ
Божіимъ 3), началомъ, премудростію и силою В ы ш няго , схо-
') Потону что нѣтъ никакого пространства, которое было бы больше Ero u
вмѣщало бы въ себй Его. Св. гл. 3 . Такое же вырааіеніо у Іоанна Дамаскина ііе
orkod- fide I. С. 13■
2) ЗдЪсь подъ Словомъ разумѣется Сынъ Божій, а подъ
Премудростію — Духъ Святой—2 -е п 3-е лица Св. Троицы; о Нихъ Ѳеофилъ гово­
ритъвъгл.15и18,такжевъ1-йкн.гл.7.
3) Здвсь словомъ: Духъ Божій
означается не лицо Ов. Духа, но духовная сущность Сына Божія.
сочиненія древнихъ хгист. апологетовъ
.
10