Апологеты

Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
Гомеръ другимъ образомъ излагаетъ происхожденіе не только
міра, но и боговъ. Онъ говоритъ.
Океанъ родитель боговъ п ыатерь Т еѳиса:
Отъ него воѣ потоки и всякое море *).
Въ этихъ словахъ онъ еще не показываетъ Бога. Ибо
кто не знаетъ, что океанъ—вода? Если—вода, то не Богъ.
Но Богъ, если Онъ творецъ всего какъ и дѣйствительно
есть,—Онъ есть создатель и воды и морей. Гезіодъ также
изложилъ происхожденіе и боговъ и самого міра. Онъ говоря,
что міръ сотворенъ, не былъ въ состояніи сказать, отъ кого
онъ произошелъ. Кромѣ того онъ назвалъ богами Кроноса
и сына его Зевса, Посидона и Плутона, а мы знаемъ, что
они позднѣе міра. Еще онъ разсказываетъ, что Кроносъ былъ
побѣжденъ Зевсомъ, своимъ сыномъ. Б о тъ его слова:
„Побѣдивъ силою отца своего Кроноса, онъ поровну распредѣлилъ и роз-
далъ безсмертнымъ разныя почести" а).
Далѣе онъ говоритъ о дочеряхъ Зевса, которыхъ назы­
ваетъ музами, и проситъ ихъ открыть ему, какимъ образомъ
все произошло.
„ Здравствуйте, дочерп Зевса! подарите меня пріятною пѣснью. ВоспоПте
родъ боговъ блаженныхъ, всегда существующихъ, которые родились отъ земли и
звѣзднаго неба и темной ночи, которыхъ вскормило соленое море. Скажите мнѣ
какъ сперва произошли боги и земля, рѣки и безграничное море съ пѣнящимися
волнами, п звѣзды свѣтящія и пространное небо вверху. Скажите, какъ бога-раз­
дѣлили богатства и почести и какъ сперва они населили многохолмный Олимпъ.
Скажите объ этомъ мнѣ музы, живущія на вершинахъ Олимпа съ начала, скажите
что нзъ этихъ существъ прежде всего произошло 8>
Но какъ знали объ этомъ музы, которыя были моложе
міра? И какъ онѣ могли разсказать Гезіоду, когда отецъ
ихъ еще не родился?
6.
Гезіодъ нѣкоторымъ образомъ предполагаетъ матерію,
какъ существующую, и говоритъ о твореніи міра въ слѣ­
дующихъ словахъ:
Прежде всего произошелъ хаосъ, потомъ пространная земля, самое безопас­
ное основаніе для безсмертныхъ обитающихъ на высотахъ снѣжнаго Опиша,
затѣмъ мрачный тартаръ въ глубинахъ широкой земли, п Эросъ, красивѣйшій
между богами, который гонитъ заботу и подавляетъ разумный совѣтъ въ серд­
цахъ всѣхъ боговъ н людей. Изъ хаоса произошли Эревъ іі черная ночь. Земля
же сперва произвела равное себѣ звѣздное небо, чтобъ оно отовсюду ее покры­
вало и служило безопаснымъ жилищемъ для блаженныхъ боговъ; она родила еще
высокія горы, пріятныя обители для божественныхъ нимфъ, обитающихъ на лѣ­
систыхъ высотахъ. Н безплодная вода съ своими иѣнящішися волнами родила
*) Иліад. χιγ, 201 и ххі, 196.
2) Гезіод. Theolog. 73 п дах
3) Гезіод. Theolog. 104—115.
_______________________________________________
141