Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
Зевсъ оставилъ Иду— потому ли, что онъ умеръ, или та гора
ему не нравилась болѣе? Куда же онъ отправился? Н а не­
беса? нѣтъ. Скажешь, можетъ быть — въ Критъ? Подлинно
такъ: его гробница тамъ показывается до сего дня. И л и ты
скажешь—онъ ушелъ въ Пизу, гдѣ и донынѣ прославляетъ
искусство рукъ Фидія? — Перейдемъ теперь къ сочиненіямъ
вашихъ философовъ и поэтовъ.
4. Нѣкоторые изъ стоиковъ говорятъ, что вовсе нѣтъ
Бога, или если есть, утверждаютъ, что Онъ ни о чемъ не
печется, кромѣ Себя Самого. И эту мысль вполнѣ проявило
безуміе Эпикура и Хризиппа. Другіе говорятъ, что все про-
исходигь случайно, что міръ не сотворенъ и природа вѣчна,
и не осмѣлились утверждать, что вовсе нѣтъ никакого Про­
мысла Божія, но говорятъ, что совѣсть каждаго есть Б огъ.
Иные утверждаютъ, что Богъ есть духъ, все проходящій.
Платонъ же и его послѣдователи признаютъ Бога безна­
чальнымъ, отцомъ и творцомъ всего, но затѣмъ полагаютъ,
что Богъ и матерія безначальные и что послѣдняя совѣчна
Богу. Если Богъ безначаленъ и матерія безначальна, то Богъ
не есть уже творецъ всего, какъ думаютъ платоники, и не
остается единовластительство Божіе, какъ они допускаютъ.
Кромѣ того, какъ Богъ, будучи безначаленъ, есть также не-
измѣняемъ, такъ и матерія, если безначальна, должна быть
вмѣстѣ и неизмѣняема и равна Богу; ибо получившее на­
чало во времени—превращаемо и измѣняемо, безначальное
же непревращаемо и неизмѣняемо. Что великаго, если Богъ
создалъ міръ изъ подлежащей матеріи? И человѣкъ-худож-
никъ, если получитъ отъ кого вещество, дѣлаетъ изъ него,
что захочетъ. Могущество же Бога обнаруживается въ томъ
что Онъ изъ ничего творитъ что хочетъ, равно—какъ дать
душу и движеніе не свойственно никому другому, кромѣ Бога.
И человѣкъ дѣлаетъ какое-либо изображеніе, но разумъ, ды­
ханіе или чувство онъ не можетъ дать своему произведенію.
Богъ же имѣетъ гораздо большее могущество—творить р а­
зумное, одушевленное, чувствующее. К акъ во всемъ этомъ
Богъ могущественнѣе человѣка, такъ и въ томъ, что Онъ
изъ ничего творитъ и сотворилъ существующія вещи, сколько
хочетъ и какъ хочетъ.
5. Такъ-то разногласны мнѣнія вашихъ философовъ и
писателей. Между тѣмъ, какъ они такъ говорили,— поэтъ
140
ѲЕОФИЛА КЪ АВТОЛИКУ^
___
_____