Сочинения древних христианских апологетов

Сочинения древних христианских апологетов. В русском переводе со введениями и примечаниями протоиерея П. Преображенского. Изд. 2-е. — СПб., 1895

OCR
_______
^бЯОФИДА^КЪ^АВТОДИКУ._ _ __ _ __
133
узришь Бога, какъ слѣдуетъ. Ибо воздвигнетъ Богъ плоть
твою безсмертную вмѣстѣ с ъ душою; и тогда, сдѣлавшись
безсмертнымъ, узришь Безсмертнаго, если нынѣ увѣруешь въ
Него, и тогда познаешь, какъ ты несправедливо говорилъ о
Немъ. '
8. Но ты не вѣруешь въ воскресеніе мертвыхъ. Когда
оно совершится,— увѣруешь волею неволею, но вѣра твоя
вмѣнится въ невѣріе, если нынѣ не увѣруешь. И почему
ты не вѣруешь? Или не знаешь, что во всѣхъ дѣлахъ пред­
шествуетъ вѣра ')? Какой земледѣлецъ можетъ получить
жатву, если прежде не ввѣритъ землѣ сѣмени? Кто можетъ
переплыть море, если прежде не довѣрится кораблю и корм­
чему? Какой больной можетъ излечиться, если прежде не
довѣрится врачу? Какое искусство или знаніе можно изу­
чить, если прежде не отдадимъ себя и не довѣримся учи­
телю? Итакъ, земледѣлецъ вѣритъ землѣ, плаватель кораблю,
и больной—врачу, а ты не хочешь довѣриться Богу. имѣя
отъ Него столько залоговъ? Первое— то, что Онъ сотворилъ
тебя изъ небытія въ бытіе. Ибо еслибы не было твоего отца
и матери, тѣмъ болѣе ты не существовалъ бы. И Онъ об­
разовалъ тебя изъ небольшой влажной сущности и малѣйшей
капли, которая и сама нѣкогда не существовала; Богъ про­
извелъ тебя въ эту жизнь. Вѣришь же ты, что созданныя
людьми статуи суть боги и дѣлаютъ дивныя вещи. А не
вѣруешь, что Богъ, сотворившій тебя, можетъ нѣкогда воз­
создать тебя?
9. Далѣе, имена боговъ, которымъ, какъ говоришь, ты
поклоняешься, суть имена умершихъ людей. И кто же и ка-
ковы они были? Кроносъ не оказывается ли идущимъ и
истребляющимъ своихъ собственныхъ дѣтей? Укажешь ли на
Зевса, его сына,— разсмотри внимательно его дѣйствія и об­
разъ жизни. Прежде всего, онъ былъ воспитанъ на горѣ
Идѣ козою, и, какъ говорятъ миѳы, убилъ ее и снявъ съ нея
кожу, сдѣлалъ себѣ одежду. О прочихъ его дѣйствіяхъ, кро-
восмѣшеніяхъ, прелюбодѣяніяхъ и срамныхъ дѣлахъ, гораздо
лучше разсказываютъ Гомеръ и другіе поэты. Нужно ли мнѣ
указывать на его сыновей,—на Геракла, самого себя сжег­
шаго, на Діониса пьянаго и неистоваго, на Аполлона, отъ
!) Подобаое доказательство относительно вѣры употребляютъ Климентъ алакс.
(Strom- п, с. 24), Оригенъ (с. Cefs. 1), св. Кириллъ іерусал. (Оглас. сл . 5) и другіе.